№ 56№ 57 (2769) 28 Мая 2009г.№ 58 
Вечерний Николаев
Украина НиколаевВечерний Николаев
Николаевская городская газета
На главнуюНаписать нам письмоПоиск по Вечернему НиколаевуВечерний Николаев
Новый номер 
ПОИСК здесь »»

В НОМЕРЕ




 


Реклама в газете


Лики ИСТОРИИ


28 Мая 2009г.

Прочитали: [6987]

Николаев на акварелях Луиджи Премацци

Вечерний Николаев
Николаеву, как и многим провинциальным городам, не очень везло на увековечение в полотнах художников. Лишь одна небольшая картина раннего Николаева (конец 18 века), два вида города работы известного мастера городских пейзажей Ф.Я. Алексеева, посланного специально Екатериной II на юг для «снятия видов» во вновь приобретенном крае (1795-1798 гг.) и одна картина неизвестного художника, написанная после 1826 г. Вот, пожалуй, и все. И если бы не статус Николаева как центра Черноморского флота, мы бы никогда не знали, как же выглядел наш город в середине 19 века. Именно важное морское положение Николаева побудило царя Николая I посылать в Причерноморье художников для увековечения великих дел его царствования в главных военно-морских городах – Николаеве и Севастополе. Одним из них был знаменитый в то время акварелист Луиджи Премацци.
Луиджи Премацци родился в Милане в 1814 г. Поступив в миланскую Академию художеств, он изучал перспективную живопись у профессора Джованни Мильяра. Луиджи проявил себя талантливым акварелистом, обнаружил прекрасное чувство воздушной и архитектурной перспективы и создавал великолепные по мастерству, тщательно отработанные рисунки (до сих пор не пойму, почему акварель не относят к живописи, а к рисунку?) Возможно, кто-то из русских художников или архитекторов, бывших в Италии, заметил дарование Премацци и посоветовал ему поехать в Россию, где акварельное искусство не было еще развито.
С 1834 г. публика, посещавшая Михайловский и Летний сады Петербурга, а также Царскосельские парки, стала замечать молодого человека, который, слегка прихрамывая, бродил по паркам и, установив мольберт, писал понравившиеся ему виды. Удивляла та точность, с которой Луиджи клал на бумагу мазок краски, создавая почти фотографические изображения дворцов или пейзажей. (Акварель –  очень сложное по технике искусство: в отличие от картин маслом, здесь ошибку уже нельзя исправить, поэтому требуется отточенный рисунок и безошибочный колорит). Петербургские аристократы стали покупать работы Луиджи Премацци и заказывать ему виды своих усадеб и интерьеры дворцов. Молодой художник в своих акварелях с удивительной точностью передавал мельчайшие детали архитектуры, убранство интерьеров и уголки парков.
В 1848 г. Луиджи Премацци под именем Людвига Осиповича был принят учителем рисования в дом княгини Изабеллы Гагариной. Через два года во время натурных зарисовок в Петергофе его заметил Николай I, прогуливавшийся по парку. Императору понравились акварели Премацци, и он заказал художнику серию рисунков, изображающих парк Александрию и кронштадтские укрепления. С этого времени начинается взлет Премацци как художника, и он становится самым популярным при царском дворе и в высших кругах аристократии.
В 1854 г. Людвиг Осипович Премацци избирается академиком, а в 1861 г. удостаивается звания профессора «по перспективной акварельной живописи» и начинает преподавать в Императорской академии художеств. С 1850 года по заданию императора и Морского ведомства Премацци много путешествует, особенно по Северному Причерноморью. Наряду с потрясающей природой Крыма и его достопримечательностями, на листах художника появляются виды городов Николаева и Севастополя, постройки Морского ведомства, верфи и административные здания. Они вошли в альбом, выпущенный к 25-летию царствования Николая Павловича. Премацци пытался изображать и корабли, но это ему не удавалось (отсутствие профессиональных знаний моряка). Поэтому «портреты»кораблей создавались или профессиональными художниками морского ведомства (в Николаеве – Подустовым и Прохоровым), или моряками-художниками.
В недавно впервые опубликованных записках моряка-художника А.П. Боголюбова описан интересный эпизод, связанный с Премацци; через начальника штаба Н.А. Васильева Боголюбов, будучи флотским офицером, моряком-художником получил заказ от императора на картину «Зимний приезд Государя в Кронштадт». «Тут пришлось мне, – вспоминает Боголюбов, – встретиться в первый раз с итальянцем, молодым, но хромым художником Премацци, впоследствии он прижился в России и остался известным перспективным акварелистом, но пейзажи его всегда были грубы, ярки... По этому случаю выразилась жидовско-итальянская натура Премацци, который, узнав в Питере, что я получил заказ, приехал в Кронштадт и как нарочно встретился со мной на гавани, где я работал в камеру-обскуру корабля. Я побежал и сказал об этом Васильеву, а тот говорит: «Не заботьтесь, сделайте скорее, и мы ему нос утрем». Премацци, конечно, был гораздо меня опытнее в рисунке и технике пейзажа, но не знал кораблей. А поэтому я сделал мою работу на папье-пели (что было тогда в великой моде) в два тона на сером фоне. Государю понравилось, и мне дали перстень в 150 р. Корабли Премацци Государь забраковал, назвав коровами, что передал кн. Меншиков Васильеву (читая эти строки, нужно иметь в виду, что Боголюбов в своих записках очень скуп на похвалы художникам, чаще всего он их характеризует отрицательно, иногда отзывается даже грубо.)
Несмотря на негативные высказывания Боголюбова, Премацци был одним из наиболее плодовитых акварелистов-живописцев. Множество его акварелей украшали альбомы членов императорской фамилии и знатных аристократов – ценителей искусства. Его произведения экспонировались неоднократно на разных выставках в России, Вене, Париже, Лондоне, Милане и Константинополе.
Луиджи Премацци прославился не только как «акварелист-видописатель», но и как прекрасный педагог. Он давал много частных уроков, преподавал в Павловском институте, в Академии художеств, в училище технического рисования барона Штиглица. Его учениками были многие известные впоследствии художники. В 1880 г. по предложению Премацци в России создали Императорское общество акварелистов.
Выдающийся русский акварелист Л.Премацци умер в Константинополе в 1891 г. и похоронен в Санкт-Петербурге на Выборгском католическом кладбище.
К сожалению, большинство работ Премацци «растворились» в частных коллекциях и почти не публиковались. Лишь несколько акварелей, включая и николаевские, были опубликованы в книгах и журналах. Часть из них я привожу здесь. Это – замечательный романтический вид Николаева со стороны Ингула (в лунную ночь), летнее морское собрание в Спасске, главные ворота Адмиралтейства, эллинги №7 и №4 в Адмиралтействе и др. Много видов Николаева и Севастополя находятся в альбоме Морского ведомства, выпущенном к 25-летию царствования Николая Павловича, который хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.
Юрий Крючков, профессор.

Иллюстрации:
1. Вид Николаева со стороны Ингула, 1850 г.
2. Главные ворота Адмиралтейства.
3. Летнее Морское собрание в Спасске.
4. Эллинг №7 в Адмиралтействе на правом берегу Ингула.
5. Эллинг №4 в Адмиралтействе с подъемным краном.   
6. Здание Конторы над портом на Соборной площади.
7. Канатный завод на правом берегу Ингула.
 
    СЛУЧАЙНО ВЫБРАННЫЕ СТАТЬИ:   

    ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ:   


ТЕМА ДНЯ из предыдущего №

Вечерний Николаев
Наши дети - талантливы!
В этом году Николай-летний (День святого Николая 22 мая) в нашем городе праздновался широко: поскольку Чудотворец всегда считался покровителем детей, в минувшую пятницу прошел праздник одаренных детей и молодежи «Весенний круг улыбок». ...
Подробнее Читали: [1985] Отзывы: [0]


РЕГИСТРАЦИЯ здесь »»
 
E-mail:
Пароль:
  Забыли?

Реклама на сайте

Предыдущий номер
№ 56 (2768)
56 (2768)


Городская хроника



 

Просто напомним:
Это № 57 (2769)
от 28 Мая 2009г.


№ 56    № 58

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vn.mk.ua обязательна.
© 2002-2007
© Вечерний Николаев
© Дизайн: Kabba Design Group
© Хостинг: Фарлеп
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru