№ 104-105№ 106 (4164) 20 Сентября 2018г.№ 107-108 
Вечерний Николаев
Украина НиколаевВечерний Николаев
Николаевская городская газета
На главнуюНаписать нам письмоПоиск по Вечернему НиколаевуВечерний Николаев
Новый номер 
ПОИСК здесь »»

В НОМЕРЕ




 


Реклама в газете


НИКОЛАЕВ И НИКОЛАЕВЦЫ


20 Сентября 2018г.

Прочитали: [760]

Стадион - методом народной стройки

Вечерний Николаев
«Столицей спортивного государства» города Николаева по праву является Центральный стадион, который когда-то носил гордое имя «Судостроитель». В сентябре нынешнего года он отметит 53-й год со дня открытия. Вспомним то время, когда на карте города появилась его главная спортивная арена, подарившая болельщикам незабываемые моменты ярких сражений и блестящих рекордов.
В конце 50-х годов ХХ века в бывшем СССР широкий размах получило строительство культурно-бытовых объектов методом народной стройки, когда в свободное от работы время рабочие, служащие, учащиеся, студенты трудились на этих объектах, перечисляли в фонд строек средства из небольших заработных плат, стипендий, пенсий. С участием общественности в тот период велось строительство стадионов во Львове, Казани, Туле и др. городах.
18 апреля 1959 года в газете «Південна правда» (№ 76) на 4-й странице была опубликована статья секретаря Николаевского горкома ЛКСМУ И. Молчанова «Як це зробили в Тулі». В ней он рассказал об опыте строительства «Тульских Лужников» силами общественности в городе Тула. И. Молчанов поделился «секретом», что в Николаеве уже имеется проект и рабочие чертежи большого стадиона на 25 тысяч зрителей. Стадион запланировали разместить между улицами 1-й Поперечной, Водопроводной, Спортивной, Ново-Херсонской и Стадионной. Проектом предусматривалось основное спортивное ядро с футбольным полем международных размеров 104 х 69, круговой беговой дорожкой – 400 метров, четырьмя секциями легкой атлетики. Предусматривалось также оборудование спортивных павильонов, бассейна для плавания 50 х 20 метров и другие сооружения. (К сожалению, проект бассейна так и остался на бумаге).
Редакция газеты обратилась к читателям с просьбой высказать на страницах «Південної правди» свои мысли и предложения относительно строительства городского стадиона методом народной стройки.
Отклики читателей не заставили себя ждать. Как результат: цепной реакцией прошли комсомольские собрания, собрания трудовых коллективов. Так, на комсомольских собраниях в цехах завода имени Носенко (сегодня ЧСЗ), кораблестроительного института (сегодня ННМУ), на инструментальном заводе единогласно решили принять активное участие в сооружении стадиона. Комсомольцы инструментального завода взялись отработать по 10 часов непосредственно на строительной площадке и по два выходных дня – на производстве в фонд стадиона.
На заводе «Дормашина» молодежь создавала бригады для участия в строительных работах на площадке возле яхт-клуба.
Пленум Николаевского горкома ЛКСМУ поддержал инициативу молодых судостроителей. Оперативно был открыт счет в фонд строительства стадиона.
В беседе с корреспондентом газеты «Південна правда» первый секретарь горкома ЛКСМУ Н.Ф. Вовченко сообщил: «Первые сто тысяч рублей были получены от сдачи металлолома. Значительный вклад внесли трудящиеся во время массового субботника – 10 мая 1959 года. Только работники завода имени Носенко внесли более 300 тыс. рублей». Несколько сотен тысяч рублей заработали труженики других предприятий и организаций Николаева.
Патриотическое движение по строительству стадиона с каждым днем набирало обороты. И все твердо были уверены, что новый стадион над Южным Бугом будет построен.
Десятки тысяч горожан от мала до велика вложили свой труд в создание «спортивного сердца» города, активно претворяя мечту в реальность.
Быстро пролетели годы. 26 сентября 1965 года состоялось торжественное открытие стадиона «Судостроитель». 25 тысяч зрителей заполнили все места на трибунах стадиона-красавца.
Открытие спортивной арены было приурочено к празднованию Дня трудовой славы судостроителей. Торжество открыл первый секретарь горкома партии В.А. Васляев.
В своем выступлении директор завода имени Носенко А.Б. Ганькевич отметил: «Наш подарок празднику – досрочное выполнение семилетнего плана (1959-1965 гг.) по выпуску валовой продукции».
Выступили также герои-судостроители, рабочие, деятели культуры и искусства. Слова благодарности прозвучали строителям, тем, кто при активной помощи жителей областного центра построил стадион. Подчеркну: построенный методом народной стройки (о чем сегодня можно только пофантазировать и помечтать).
Впечатляет такая цифра: 760 тысяч человеко-часов отработали на строительстве стадиона представители всех предприятий, организаций и учебных заведений Николаева!
В ходе праздника начальник СУ-11 А.Ф. Растворов вручил ключ от стадиона его новым хозяевам – судостроителям. Ключ от имени спортсменов принял инженер завода имени Носенко, чемпион Украины Юрий Минасевич. Затем на поле стадиона вышли лучшие спортсмены Николаева, чемпионы СССР, Украины.
Зеленое поле стало ареной показательных выступлений спортсменов в различных видах спорта. После того, как зажглись прожекторы, на поле вышли футбольные команды ЦСКА (Москва) и «Судостроитель» (Николаев). Интересная игра закончилась миром – 0:0.
Торжество завершилось праздничным фейерверком. Над стадионом и Южным Бугом еще долго звучали музыка и песни.
Это было более полувека назад. Многих участников всенародной стройки уже нет среди нас. Ныне живущим участникам строительства стадиона, настоящим альтруистам – нижайший поклон как выражение искренней благодарности за их труд.
Проходят годы, сменяются поколения. Молодые люди вглядываются в звездное небо в надежде увидеть падающий метеорит и загадать заветное желание. Как это делали и их предшественники – они не только мечтали, но и воплощали мечты своими руками. Одна из них – городской стадион.
Евгений Горбуров, доцент ННУ им. В.А. Сухомлинского.
На фото: проект стадиона, опубликованный в газете «Южная правда» 17 мая 1959 года.
 
    СЛУЧАЙНО ВЫБРАННЫЕ СТАТЬИ:   



ТЕМА ДНЯ из предыдущего №

Вечерний Николаев
Покатушки в осенних тонах
Велосипедистов в нашем городе в последнее время стало очень много.
Кто-то сел на «железного коня» давным-давно, да так на нем и «завис», кто-то - из любви к здоровью и активному образу жизни, а кто-то – из соображений экономии. Как бы то ни было, но владельцев и активных пользователей этого вида транспорта в Николаеве с каждым днем становится больше. ...
Подробнее Читали: [886] Отзывы: [0]


РЕГИСТРАЦИЯ здесь »»
 
E-mail:
Пароль:
  Забыли?

Реклама на сайте

Предыдущий номер
№ 104-105 (4162-4163)
104-105 (4162-4163)


Читайте свежие городские хроники



 

Просто напомним:
Это № 106 (4164)
от 20 Сентября 2018г.


№ 104-105    № 107-108

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vn.mk.ua обязательна.
© 2002-2007
© Вечерний Николаев
© Дизайн: Kabba Design Group
© Хостинг: Фарлеп
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru