№ 60№ 61 (2623) 31 Мая 2008г.№ 62 
Вечерний Николаев
Украина НиколаевВечерний Николаев
Николаевская городская газета
На главнуюНаписать нам письмоПоиск по Вечернему НиколаевуВечерний Николаев
Новый номер 
ПОИСК здесь »»

В НОМЕРЕ




 


Реклама в газете


НИКОЛАЕВ И НИКОЛАЕВЦЫ


31 Мая 2008г.

Прочитали: [3497]

КОРАБЕЛ ХХ СТОЛЕТИЯ

Вечерний Николаев

2 июня 2002 года ушел из жизни один из славных организаторов судостроительной отрасли СССР, почетный гражданин города Николаева, бывший директор Черноморского судостроительного завода Ю.И.Макаров. Шесть лет нет с нами прославленного земляка, но духовно мы ежедневно ощущаем его присутствие среди нас, кто знал его, работал с ним, принимал участие в общественной жизни города, области, занимался активным отдыхом - парусным спортом, рыбалкой…

Юрий Иванович Макаров родился 7 сентября 1934 года в городе Кременчуге Полтавской области. Он отличался от сверстников тягой мастерить и слесарить. Вот что сам Юрий Макаров писал отцу на Сталинградский фронт в 1942 году: "Дорогой Папочка, приезжай скорей, мы сильно скучаем за тобой. Покажу свои самодельные самолеты и револьверы. Видимо, они у меня не так скверны, что одна тетенька предлагала мне молоко за самолет. Я имею топорик, пилку и много др. инструментов".
Наверное, романтика моря, кругосветных путешествий, парусных регат и определила выбор будущей профессии. В 1958 году Ю.И.Макаров после окончания НКИ влился в коллектив Черноморского судостроительного завода.
На заводе он прошел путь от помощника мастера, мастера, строителя судов, старшего строителя, заместителя главного конструктора по строительству траулеров до главного инженера. И на каждом этапе профессионального становления проявлял упорство в достижении поставленных целей, решении сложных инженерных задач, а главное - познавал азбуку жизни, окружал себя единомышленниками, целеустремленными личностями, которые решение государственных задач ставили во главу своей жизни.
Когда в 1979 году генеральный директор ЧСЗ Герой Социалистического Труда, почетный гражданин города Николаева Анатолий Борисович Ганькевич уходил на пенсию, он рекомендовал на должность генерального Юрия Ивановича Макарова. С этого периода началась новая эра развития предприятия, новая страница в жизни Ю.И.Макарова. Опыт, накопленный на предыдущих должностях, очень пригодился ему. "Мне в жизни повезло, - напишет он в своей книге "Авианосец". - Повезло потому, что я стал директором известного всему миру Черноморского судостроительного завода. Но еще больше повезло потому, что мое директорство по времени совпало с созданием первого советского авианосца".
Под руководством Ю.И.Макарова было построено более 500 гражданских, рыбопромысловых, научно-исследовательских судов, военных кораблей. Среди них - тяжелые авианесущие крейсеры "Минск", "Баку", "Адмирал флота Кузнецов", рыболовецкие траулеры типа "Маяковский", "Пулковский меридиан", научно-исследовательские - "Академик Книпович", "Академик Сергей Королев", первый военный корабль независимой Украины - "Славутич".
Одним из главных направлений после строительства кораблей была забота о заводчанах, их семьях. В книге "Авианосец" Юрий Иванович много пишет о больших и малых стройках: "Почему я так много пишу о стройках? Да потому, что все это делалось для наших заводских людей, они заслужили это своим трудом, своей нелегкой работой; что эти стройки будут служить людям десятилетия, а может быть и столетия при любом строе, потому что целью своей работы руководителя всегда считал заботу о людях".
Можно вспомнить микрорайон Намыв, магазин "Черноморец", дом отдыха "Судостроитель" в Мисхоре, детский городок "Сказка", больницу судостроителей, подсобное хозяйство в Баштанском районе, жилье для пострадавших от аварии на ЧАЭС, базу отдыха в Коблево, школы, детские сады, малосемейки, помощь совхозам и колхозам, учреждениям здравоохранения и образования. И здесь вся работа была нацелена на конкретный результат.
Выступая на пленуме ЦК КПУ 23-24 марта 1987 года, Юрий Иванович отмечал: "…Вопрос жилья продолжает оставаться острейшей социальной проблемой. Очередь на квартиры у нас около 4 тыс. семей. Жилье мы строим только хозяйственным способом.
В конце Х пятилетки мы ввели собственный цех крупнопанельного домостроения мощностью 35 тыс. кв. м в год. Всю потребность в железобетоне покрываем сами. В XI пятилетке завод построил 130 тыс. кв. м жилья. Кроме того, мы строим детские сады, магазины и другие объекты обеспечения быта".
Ю.И.Макаров в 1989 году стал лауреатом премии советских профсоюзов "За активное участие в комплексном решении вопросов социального развития". Под его руководством ЧСЗ неоднократно становился победителем всесоюзных, всеукраинских социалистических соревнований, награждался почетными красными знаменами.
Много времени на основном производстве Ю.И.Макаров уделял вопросам сокращения тяжелых ручных трудоемких работ, сотрудничеству с учеными институтов АН УССР, внедрению новых передовых научных разработок в производство. Он не только контролировал эти вопросы, но и посильно вносил в их решение свою лепту.
В семье бережно хранятся 5 авторских свидетельств, выданных Ю.И.Макарову Государственным комитетом СССР по делам изобретений и открытий. В 1979 году он был награжден президиумом центрального правления НТО имени академика А.Н.Крылова нагрудным знаком "Лучшему активисту научно-технического общества СССР". 3 декабря 1992 года Ю.И.Макаров был избран академиком Академии инженерных наук Украины.
За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР Юрий Иванович награжден большой и малой золотыми и тремя серебряными медалями ВДНХ СССР. Первый Золотой знак Союза промышленников и предпринимателей Украины был вручен Ю.И.Макарову.
Построенные на заводе научно-исследовательские суда были неоценимыми помощниками для советских ученых и космонавтов в успешном освоении космического пространства. Макаров дружил со многими космонавтами СССР. Как память об этом времени - медаль имени Юрия Гагарина "За активное содействие в развитии экспериментальной базы Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина" и наградной диплом, подписанный начальником Центра подготовки космонавтов, дважды Героем Советского Союза, летчиком-космонавтом СССР Г.Т. Береговым. Он очень ценил еще одну награду - юбилейную медаль имени академика В.Н.Челомея "За участие в космических программах".
Ю.И.Макаров активно занимался подвижнической деятельностью. 30 марта 1982 года он был награжден знаком "Відмінник народної освіти УРСР", 22 февраля 1989 года - Почетной медалью Советского фонда мира.
Большая общественная работа отнимала немало времени в его плотно сжатом и расписанном по минутам трудовом графике. Ю.И.Макаров избирался делегатом XXVI, XXVII и XXVIII cъездов КПСС, на XXVI, XXVII и XXVIII cъездах КПУ избирался членом Центрального Комитета Компартии Украины, он был членом обкома, горкома, райкома партии, членом парткома завода, неоднократно избирался депутатом областного, городского, районного Советов народных депутатов. И всюду, где был Ю.И.Макаров, решались вопросы, давался бой серости и сытости, царящей в рядах бюрократии.
Не для всех Ю.И.Макаров был "удобным" человеком, потому что не любил подхалимов, людей, страдающих мимикрией, лентяев, болтунов.
Уже стало легендой, как решался вопрос о возможности достройки 106-го заказа - авианосца "Варяг" и передаче корабля Российской Федерации. Этот морской исполин готовностью 70% стоял у причальной стенки и ждал приговора о своей дальнейшей судьбе. Для решения вопроса в 1993 году на завод прибыли премьер-министры России и Украины - В.С.Черномырдин и Л.Д.Кучма, председатель ВР Украины И.С.Плющ.
Шли серьезные дискуссии. Но когда оба премьера задали Ю.И.Макарову вопрос: "Что нужно заводу, чтобы достроить корабль?", он ответил: "Советский Союз, ЦК, Госплан, ВПК и девять оборонных министерств".
"Все, наконец, поняли, - пишет в своей книге "Авианосец" Ю.И.Макаров, - что достроить корабль в условиях распада страны невозможно. Его могла создать только великая держава, которой не стало. Кучма был недоволен. Черномырдин поблагодарил за объективность".
А ведь можно было прогнуться, пообещать, мол, постараемся что-то придумать, и так далее. Но не в правилах жизни это было у Ю.И.Макарова.
Помогали переносить тяжелые физические и психологические нагрузки занятия парусным спортом (с 1963 года Ю.И.Макаров - мастер спорта СССР по этому виду спорта, и очень этим гордился) и рыбалка. Но для этого с каждым годом находилось все меньше времени.
По достоинству был оценен труд Ю.И.Макарова. Он был награжден орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета УССР, многими медалями. 7 сентября 1994 года Президент Украины Л.Кучма своим Указом наградил Ю.И.Макарова орденом "За заслуги" III степени (№103) - "За заслуги в развитии отечественного судостроения". Решением городского совета №418 от 26 августа 1994 года Ю.И.Макаров стал почетным гражданином города Николаева.
Тяжелая болезнь заставила Юрия Ивановича уйти на заслуженный отдых. Но он не замыкается в себе, ведет активную общественную работу как почетный гражданин города Николаева, ветеран ЧСЗ. Он приступает к работе над книгой "Авианосец", которая вышла в свет в 1997 году. Книга широко раскрывает его характер, внутренний мир, знакомит читателя с выдающимися людьми того времени, с которыми работал и встречался Юрий Иванович. Он ценил и дорожил их дружбой, они отвечали взаимностью.
Но тяжелая болезнь не отступала, несмотря на отчаянную борьбу с ней. На 68-м году жизни Юрия Ивановича Макарова не стало.
Николаевцы чтят память о своем знаменитом земляке. 22 февраля 2002 года решением сессии горсовета сквер на Намыве назван в честь основателя этого микрорайона Ю.И.Макарова. Решением управления по физической культуре, спорту и туризму облгосадминистрации учрежден переходящий кубок по парусному спорту памяти мастера спорта, почетного гражданина города Николаева Ю.И.Макарова. Но главным памятником великому корабелу стал сухогруз "Юрий Макаров", построенный на заводе "Дамен Шипярдс Океан". Поднятие украинского флага на сухогрузе, носящем его имя, - это и есть дань памяти нашему земляку.
Ю.И.Макаров - воистину народный герой. Хочется верить, что справедливость восторжествует, и Ю.И.Макарову будет присвоено звание Героя Украины. Пусть с опозданием, но это случится.
Евгений Горбуров,
кандидат исторических наук.

На  снимке: почетный гражданин города Николаева Юрий Иванович Макаров (справа)
и почетный гражданин
города Николаева Анатолий
Борисович Ганькевич.
Фото Бориса Рыбакова
(1979 год).

 
    СЛУЧАЙНО ВЫБРАННЫЕ СТАТЬИ:   

    ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ:   


ТЕМА ДНЯ из предыдущего №

Вечерний Николаев
Екатерина Наточа
ЭКСКЛЮЗИВ ОТ МИХАИЛА ОЗЕРНОГО

- Я сельский житель, - говорит Михаил Озерный. - Меня мама приучила рано вставать. Она говорила: "Кто рано встает, тому Бог дает". Расталкивала меня и отправляла то пасти корову, то огород прополоть, то сена накосить. В селе жизнь начинается до восхода солнца. Вскоре я и сам понял, что чем раньше встанешь, тем больше успеешь сделать. Иногда я думаю, сколько я мог бы потерять, проспав хоть однажды восход солнца, утреннюю росу, пение птиц, свежую тишину.

...
Подробнее Читали: [3015] Отзывы: [0]


РЕГИСТРАЦИЯ здесь »»
 
E-mail:
Пароль:
  Забыли?

Реклама на сайте

Предыдущий номер
№ 60 (2622)
60 (2622)




 

Просто напомним:
Это № 61 (2623)
от 31 Мая 2008г.


№ 60    № 62

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vn.mk.ua обязательна.
© 2002-2007
© Вечерний Николаев
© Дизайн: Kabba Design Group
© Хостинг: Фарлеп
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru