№ 17№ 18 (4076) 15 Февраля 2018г.№ 19 
Вечерний Николаев
Украина НиколаевВечерний Николаев
Николаевская городская газета
На главнуюНаписать нам письмоПоиск по Вечернему НиколаевуВечерний Николаев
Новый номер 
ПОИСК здесь »»

В НОМЕРЕ




 


Реклама в газете


ТЕМА ДНЯ


15 Февраля 2018г.

Прочитали: [731]

Игорь Данилов

«Дельта-Лоцман»: от Мариуполя до Рени

Вечерний Николаев
Что мы вкладываем в понятие «Мировые стандарты»? Качественную и доступную медицину, современные дороги, высокие технологии – все то, к чему мы так стремимся, но каждый раз с грустью поправляем себя: «Сколько же нужно времени, чтобы этого достичь в Украине?». Оказывается, достаточно и 20-ти лет, чтобы о вас заговорили во всем мире. И такой пример у нас есть. Два десятка лет имидж Николаевской области неразрывно связан с названием «Дельта-лоцман». Сегодня – это филиал государственного предприятия «Администрация морских портов Украины». История его успеха – удивительное для нашей страны соединение исторических традиций с государственными решениями нашего дня.

ВЗГЛЯД В ИСТОРИЮ
Идея создать центр лоцманской службы в Николаеве – в 140 километрах от Одессы, в порты которой всегда заходило много судов, не была случайной. Еще в 1869 году Морское ведомство распорядилось создать Николаевское общество лоцманов. Все суда дальнего плавания обязывались принимать лоцманов общества при входе в Очаковский канал и выходе из Николаевского порта, который в то время имел огромное значение для империи. Ежегодно в него заходили в среднем 450 морских судов заграничного плавания и 4500 судов каботажного и речного плавания. К тому же, природные глубины по Бугу и Днепру не позволяли без лоцманов выводить и крупные боевые корабли с местных верфей.
Век спустя – в 1998 году в Министерстве транспорта Украины учли этот опыт и решили создать государственное предприятие «Дельта-лоцман». Перед ним поставили несколько задач. Основная формулировалась так: «Обеспечение безопасности судоходства, охраны жизни человека и окружающей среды в территориальном море Украины в соответствии с международными соглашениями и конвенциями». Для этого требовалось упорядочить деятельность разрозненных линейных и портовых лоцманских служб, и первым шагом стала передача новому предприятию функции лоцманской проводки судов в порты Николаева и Херсона, а также служб регулирования движения судов в этом регионе. Доверили и другую важную задачу – эксплуатацию Бугско-Днепровско-лиманского и Херсонского морского каналов.
Новым этапом в истории «Дельта-лоцман» стал 2013 год. Со вступлением в силу Закона «О морских портах Украины» был образован новый орган управления морехозяйственным комплексом страны – государственное предприятие «Администрация морских портов Украины». Лоцманская служба с объединенным центром в Николаеве стала его филиалом. При этом задача осталась прежней – обеспечить стабильную и безаварийную работу во всей зоне ответственности. А это сотни миль подходных каналов и акваторий морских портов страны, общегосударственные судоходные пути на всем украинском Азово-Черноморском побережье – от Рени до Мариуполя.
НЕ ОТСТУПАЯ ОТ КУРСА
«Дельта-лоцман» сегодня – это не только тысяча двести специалистов, огромный научный и управленческий опыт и безукоризненная репутация за рубежом. Это сложная комплексная система, настоящий организм, сумевший к 20-ти годам достичь зрелости. И сердцем этого организма, конечно же, является лоцманская служба.
«Лоцман – очень специфическая профессия, и время выдвигает сверхвысокие требования к их подготовке и качеству ежедневной работы. Поэтому после каждого курса подготовки или переподготовки лоцманов и лоцманов-операторов службы регулирования движением судов считаю необходимым пообщаться с каждой группой и определить, и в первую очередь – для себя, что мы все делаем правильно. Ведь мнение лоцманов, лоцманов-операторов – специалистов-практиков – важная информация, которую мы не имеем права оставлять без внимания», – говорит начальник филиала Александр Голодницкий.
Для коллектива, основу которого составляют николаевцы, важно то, что и руководитель – свой, николаевский. Учился по специальности «Экономика» на инженерно-экономическом факультете Николаевского кораблестроительного института. До назначения руководителем «Дельта-лоцман» Александр Григорьевич работал на руководящих должностях в транспортной отрасли, вплоть до Государственного департамента морского и речного транспорта. Награжден орденом «За заслуги» III степени, нагрудными знаками «Почетный работник транспорта Украины» и «Почетный работник морского и речного транспорта».
Он считает, что качественная подготовка лоцманов и в нынешних условиях остается очень ответственной задачей.
«Техническое совершенствование морских судов, модернизация их оборудования и применение различных правил безопасности мореплавания не приводят к значительному снижению количества кораблекрушений на море, – уверен Александр Григорьевич. – Эксперты утверждают, что по-прежнему срабатывает «человеческий фактор». Безопасность судоходства в таких сложных местах плавания, как акватории портов и каналы, в значительной степени зависит именно от лоцманов. Это одна из сложнейших профессий, связанных с организацией профессионального взаимодействия в экстремальных условиях, а также с риском».
Чтобы организовать безопасное и эффективное движение всего потока крупнотоннажных балкеров, контейнеровозов, танкеров, паромов и боевых кораблей в ходе международных учений в морских портах, на сложных участках интенсивного судоходства Украины, эти люди несут вахту днем и ночью. За их плечами багаж полученных знаний, бесценный опыт работы на судах, подкрепленный последующей практикой в качестве лоцманов.
Осуществляя лоцманскую проводку и швартовку к причалам крупнотоннажных судов, морские лоцманы Украины в сотрудничестве с экипажами судов, службами регулирования движения судов и морских портов не раз выполняли самые сложные технологические операции.
И это хорошо знают в других странах, ведь в морском деле ничего не утаишь. Что ни капитан судна, заходящего в украинский порт, – то, в большинстве случаев, иностранец. Для него следование общепринятым международным стандартам – закон. И когда в лице украинского лоцмана он видит коллегу-профессионала, понимающего его с полуслова, понимает, что Украина в области безопасности судоходства соответствует международному уровню.
Представители «Дельта-лоцман», члена Европейской ассоциации морских лоцманов (ЕМРА – European Maritime Pilots’ Association), с 2008 года ежегодно принимают участие в работе ассоциации, сверяя собственный накопленный опыт организации лоцманского дела с коллегами из ЕС.
Так, например, ЕМРА было подчеркнуто, что конкуренция – это не путь с точки зрения безопасности и качества, и не способ реализации высоких стандартов лоцманской службы. У лоцмана – свои важные функции в морском порту и в мероприятиях по обеспечению безопасности и надежности транспортных потоков.
У нас государство не только координирует работу лоцманов, но и создает все необходимые условия. Отлаженная транспортная доставка и на лоцманскую станцию, и к месту высадки на судно, высокая заработная плата, внушительный социальный пакет – это то, что уже давно стало нормой в работе «Дельта-лоцман». Еще одной важной особенностью является возможность проходить высококачественную подготовку и переподготовку, не выезжая из Николаева.
ДЕЛО ТЕХНИКИ
Современный отраслевой тренажерный центр по подготовке и переподготовке морских лоцманов и лоцманов-операторов служб РДС – предмет гордости «Дельта-лоцман» во все времена – и в период работы государственного предприятия, и сейчас – в формате филиала Администрации морских портов Украины.
Здесь, на третьем этаже офиса, расположенного на улице Лягина, создано единое виртуальное пространство, включающее четыре навигационных ходовых мостика, три поста службы регулирования движения судов, мультимедийный компьютеризированный лоцманский класс. Все это оснащено современным комплексом навигационного оборудования одного из мировых лидеров в этом сегменте.
В свое время появление такого центра в Николаеве позволило решать проблему качественной подготовки лоцманов на общенациональном уровне, ведь Украина не располагала собственной учебной базой. Негде было не только повышать квалификацию действующего состава лоцманских служб и служб регулирования движения судов, но и готовить будущих лоцманов. А в этом служба остро нуждалась – возраст многих лоцманов подходил к той черте, за которой неминуемо возникали риски, недопустимые для этой сложной профессии.
Так и возникло решение организовать на базе государственного предприятия «Дельта-лоцман» Отраслевой центр подготовки и повышения квалификации морских лоцманов и лоцманов-операторов служб регулирования движения судов. Была разработана концепция, подготовлена материально-техническая база, сформирован коллектив преподавателей-инструкторов. Результат превзошел ожидания: Тренажерный центр стал на то время одним из лучших в Восточной Европе. Многие его инновационные разработки прошли проверку временем. В самом же центре тренажерную подготовку и переподготовку прошли свыше 3000 человек.
Стремление идти в ногу со временем и не останавливаться на достигнутом – одна из составляющих успеха «Дельта-лоцман», позволившая ему за короткое время стать одним из лидеров отрасли. Однако, каким бы современным ни выглядел Отраслевой тренажерный центр, он требовал периодического обновления и модернизации, в последний раз ее провели в 2015 году. В настоящее время в состав тренажера входит обширная коллекция из 47 районов плавания, 83 управляемых судов, 256 моделей судов-целей и множество других вспомогательных объектов. Система визуализации позволяет воспроизводить близкую к реальной окружающую навигационную обстановку с различными погодными условиями.
КАК В ЕВРОПЕ
Каким бы опытным и квалифицированным ни был лоцман, находящийся на борту большегрузного судна, следующего узким и извилистым каналом, сложность этой операции вызывает необходимость оказания содействия с берега. Помощь посредством современных видов связи оказывают лоцманы-операторы, которые несут круглосуточную вахту в специально созданных центрах и постах.
В «Дельта-лоцман» в состав службы регулирования движения судов (СРДС) входят 10 центров и постов РДС, 7 автоматизированных радиолокационных постов, а также 3 радиотехнических поста. К их функциям относится не только регулирование движения судов с целью предотвращения опасных ситуаций и эффективного движения в зоне действия объектов, но и предоставление информационных и навигационных услуг участникам движения, агентирующим организациям и береговым службам, действующим в сфере морского транспорта. Эта служба контролирует соблюдение судоводителями Правил плавания и правил радиосвязи в регионе, документирует навигационную обстановку, аудио-переговоры участников движения, предоставляет информацию Пограничным войскам и Военно-морским силам страны.
Еще одним направлением работы стало создание в Украине Речной информационной службы (РИС), что в немалой степени было продиктовано присоединением Украины к международному проекту IRIS Europe II в статусе государства-партнера. Европейский проект поставил перед собой цель внедрить на внутренних водных путях услуги обмена данными по транспортным и грузовым потокам, по судам, перевозимым грузам и маршрутам следования, услуги по предотвращению чрезвычайных происшествий в соответствии с европейскими стандартами и директивами ЕЭК ООН.
Это произошло в 2012 году, и с тех пор «Дельта-лоцман» (в ту пору государственное предприятие, на которое легла ответственность за выполнение данного международного обязательства) удалось много добиться на этом пути.
Уже в 2012 году была запущена сначала в тестовом режиме, а потом и в опытную эксплуатацию РИС на Днепре и в низовье украинской части Дуная.
Подразделения РИС отслеживают движение судов в зоне их действия, взаимодействуют с береговыми службами и организациями по вопросам информационного обеспечения безопасности движения судов, устанавливают радиосвязь с судами и информируют судоводителей в режиме реального времени о состоянии судоходных путей, движении судов, об опасностях судовождения и т.д.
Для этого вдоль Днепра были установлены 24 автоматические станции сбора информации от Кизомыса до Вышгорода, созданы 6 субцентров на шлюзах в Вышгороде, Каневе, Светловодске, Днепродзержинске, Запорожье и Новой Каховке, где круглосуточно несут вахту операторы. Вся собираемая информация выводится на главный информационный центр, расположенный в Одессе.
У МАТРОСОВ
НЕТ ВОПРОСОВ
Еще одним направлением деятельности, прошедшим проверку временем, стало создание собственного специализированного флота, без которого «Дельта-лоцман» уже невозможно представить. Часть судов, необходимых для доставки лоцманов на проводку, приходилось заказывать самим, и на это ушли годы.
Первыми были построены лоцманские катера «Лоцман Коханов», «Гард» и «Орлик», затем «Спритний», «Стримкий» и «Проворний».
Незабываемым событием для Николаева стало торжественное поднятие Государственного флага на многоцелевом буксире ледового класса «Гайдамака». Его в 2006 году по заказу «Дельта-лоцман» построили судостроители завода им. 61 коммунара. Характеристики судна впечатляли: мощность главных двигателей – 4680 лошадиных сил, обеспечивала тяговое усилие на гаке в 60 тонн, а винто-рулевые колонки позволяли разворачиваться на 360 градусов на месте. Буксиру требуется менее минуты для перехода с полного переднего хода на полный задний ход. Неудивительно, что энерговооруженность и маневренность позволяли выполнять ледовую проводку караванов судов, взламывая лед толщиной до 0,5 м, исследовать судоходные пути и осуществлять спасательные операции. Дальнейшее использование буксира в условиях сложной ледовой обстановки неоднократно доказывало правильность сделанного выбора.
В 2008 – 2013 годах было построено еще пять новых современных лоцманских катеров по современным европейским стандартам, в т.ч. три – на отечественных верфях. В конце 2012 года завершилось строительство специализированного судна – землесоса «Ингульский», построенного по заказу «Дельта-лоцман» судостроительной компанией «Damen Shipyards Gorinchem».
Учитывая многолетний опыт «Дельта-лоцман» по организации работы собственной промерной партии, наличие высококвалифицированного персонала и современного промерного оборудования, в 2013 году на базе филиала «Дельта-лоцман» произошла концентрация дноуглубительного флота: помимо землесоса «Ингульский», упомянутого выше, технический флот филиала пополнился еще шестью судами.
Наличие собственного дноуглубительного флота позволило существенно снизить долю выполнения дноуглубительных работ на объектах ГП «АМПУ» сторонними организациями и повысить оперативность выполнения работ. К примеру, в марте-апреле 2017 года земкараван «Рион» выполнил эксплуатационное дноуглубление в порту «Ольвия» (бывший «Октябрьск»), доведя параметры акватории и подходного канала до паспортных характеристик. В случае привлечения сторонних подрядчиков только проведение тендерных процедур заняло бы порядка трех-четырех месяцев. В предыдущие годы аналогичные задачи были успешно выполнены и в других филиалах АМПУ.
И так шаг за шагом николаевцам удалось реализовать желаемое. На сегодняшний день собственный флот «Дельта-лоцман» насчитывает 25 судов, включая 15 лоцманских и 2 промерных катера, буксир «Гайдамака», 7 судов дноуглубительного флота.
ЧЕСТЬ МАРКИ
Учитывая опыт в реализации планов и умение достигать поставленных целей, предприятию в разные годы поручались сложные инфраструктурные проекты. И каждый раз «Дельта-лоцман» справлялся на отлично. Так было и с созданием в украинском Придунавье собственной водной магистрали – глубоководного судового хода р.Дунай – Черное море. Николаевцы помогли государству отстоять его интересы в этом стратегически важном для него регионе, и теперь их усилия направлены на повышение инвестиционной привлекательности родного края. С этой целью «Дельта-лоцман» продолжает реализовывать комплекс мер, связанных с эксплуатацией и улучшением навигационных условий основных для нас судоходных артерий – Бугско-Днепровско-лиманского и Херсонского морского каналов. Повышение объема судопотока по ним – весомая прибавка в государственную казну и новый импульс в развитии международной торговли.
При этом, «Дельта-лоцман», как филиал государственного предприятия «Администрация морских портов Украины», не сбавляет обороты, ежегодно, начиная с 2008 года, подтверждая соответствие системы управления качеством предприятия требованиям ISO 9000. Это – знак качества, принятый во всем мире, а еще констатация достижений, ставших возможными благодаря следованию неуклонному правилу: помогая двигаться другим, ты помогаешь себе.
Игорь Данилов.
 
    СЛУЧАЙНО ВЫБРАННЫЕ СТАТЬИ:   

    ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ:   


ТЕМА ДНЯ из предыдущего №

Вечерний Николаев
Наталья Христова
Год памяти Андрея Антонюка
В 2018 году мы будем отмечать 75 лет со дня рождения художника Андрея Антонюка. Верховная Рада включила этот юбилей в перечень памятных дат Украины. Итак, 2018-й назван Годом памяти народного художника Андрея Даниловича Антонюка. ...
Подробнее Читали: [418] Отзывы: [0]


РЕГИСТРАЦИЯ здесь »»
 
E-mail:
Пароль:
  Забыли?

Реклама на сайте

Предыдущий номер
№ 17 (4075)
17 (4075)


Читайте свежие городские хроники



 

Просто напомним:
Это № 18 (4076)
от 15 Февраля 2018г.


№ 17    № 19

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vn.mk.ua обязательна.
© 2002-2007
© Вечерний Николаев
© Дизайн: Kabba Design Group
© Хостинг: Фарлеп
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru