№ 136№ 137 (4050) 07 Декабря 2017г.№ 138 
Вечерний Николаев
Украина НиколаевВечерний Николаев
Николаевская городская газета
На главнуюНаписать нам письмоПоиск по Вечернему НиколаевуВечерний Николаев
Новый номер 
ПОИСК здесь »»

В НОМЕРЕ




 


Реклама в газете


Лики ИСТОРИИ


07 Декабря 2017г.

Прочитали: [518]

Флагманы Черноморского

Вечерний Николаев
«Черноморский завод: без прошлого не будет будущего» – под таким заголовком в октябре прошлого года в «ВН» вышел материал о новой книге, которую к 120-летию Черноморского судостроительного завода решили издать Владимир Яковлев и Владимир Кожухарь. Оба – заводчане-черноморцы, хорошо известные старшему поколению ныне живущих николаевских корабелов (как летит время – казалось бы, только пришли на завод молодыми специалистами, а уже прошло больше полувека!), заставшие «золотой век» ЧСЗ – с начала 60-х гг. по 1990 год. Один из них – Владимир Федорович Яковлев – орговик и кадровик, долгие годы проработавший заместителем генерального директора завода по персоналу. Второй – Владимир Иванович Кожухарь – технарь до мозга костей, бывший главный технолог этого огромного судостроительного предприятия.
Прошел ровно год. И вот книга «Флагманы Черноморского» – фундаментальное издание объемом в почти семьсот страниц – вышла в свет.
Для начала напомним об истории ее написания. Как-то раз, года четыре назад, в руки Владимиру Яковлеву попали две виньетки 1990 года. На одной – начальники всех заводских цехов, на другой – отделов. Всего – 116 человек. «А ведь 1990-й – это пик, звездный час нашего огромного орденоносного завода, подумал я, – вспоминал позднее В.Яковлев. – В этом году был достроен тяжелый авианесущий крейсер «Тбилиси» – первый советский авианосец для самолетов горизонтального взлета, завершалась XII пятилетка. Практически всех руководителей, за редчайшим исключением, я знал лично, о большинстве этих людей никогда ничего не писали – они оставались за кадром. Да, вклад каждого из них в общее дело развития завода был разным. Одни были яркими и значимыми, другие – не столь успешными, кто-то – и откровенно слабым. Но эти люди были, они ковали славу николаевского кораблестроения и вполне заслуживают того, чтобы о них знали и помнили».
В.Яковлев быстро нашел себе единомышленника в лице В.Кожухаря, которого знал с юности, и вдвоем они принялись за дело. Впрочем, нет. Был еще и третий человек, тесно причастный к творческому процессу – бывший гендиректор заводов им. 61 коммунара и ЧСЗ Игорь Овдиенко. Он выступал, скорее, в качестве рецензента, своеобразного наставника: вычитывал подготовленные материалы, давал свои рекомендации. С чем-то авторы соглашались, с чем-то – нет.
В итоге за несколько лет был переработан колоссальный массив разносторонней информации. В одной книге удалось собрать как биографические данные о руководителях завода и его подразделений, цехов, отделов и служб, обеспечивших триумф ЧСЗ как флагмана судостроения СССР и всего судостроительного мира, так и ценнейшую информацию по истории завода, начиная с его основания в 1897 году. За эти годы он не раз менял свое наименование, назывался Обществом судостроительных, механических и литейных заводов в Николаеве, заводом «Наваль», Николаевскими объединенными государственными заводами им. Марти и Бадина, заводом им. Андре Марти, судостроительным заводом имени Ивана Носенко, пока, наконец, на стал Черноморским судостроительным заводом.
В конце книги есть интересное приложение, где подсчитано количество кораблей, судов и плавсредств, построенных, отремонтированных и модернизированных черноморцами в 1898-1990 гг. Всего в списке – 1077 единиц. А если учесть суда, построенные после 1990 года, да прибавить к этому судоремонт, который ведется здесь до настоящего времени, эта цифра перевалит за 1,2 тыс. В этой статистике все – броненосцы, линкоры, эсминцы, подводные лодки, крейсеры, тяжелые авианесущие крейсеры, научно-исследовательские суда, суда рыбопромыслового флота, газотурбоходы-ролкеры, танкеры, контейнеровозы, буксиры и многое другое.
Позволим себе цитату о будущей книге из публикации в «ВН» годичной давности: «Там найдется место всем – и Иоакиму Канегиссеру, директору-распорядителю Общества судостроительных, механических и литейных заводов в Николаеве, и Владимиру Костенко – главному инженеру завода, а во время немецкой оккупации 1918 года – городскому голове Николаева, и Ивану Носенко, который еще подростком начал карьеру на «Навале» рассыльным, а в итоге стал министром судостроительной промышленности СССР, и Ивану Прибыльскому, который был директором завода, первым заместителем министра, директором Херсонского и Черноморского совнархозов, и Евгению Егорову, который, получив закалку на заводе Андре Марти, в течение 20 лет в Северодвинске возглавлял «Севмаш», и главному инженеру ЧСЗ Николаю Цыбаню, затем возглавившему Южный турбинный завод, и легендарным директорам Анатолию Ганькевичу и Юрию Макарову, и многим-многим другим».
Так оно и получилось. Авторам удалось собрать обширный массив биографической информации о десятках достойных людей – корабелов разных эпох. Большую помощь авторскому коллективу на начальном этапе работы оказал летописец николаевского кораблестроения с огромным опытом преподавательской деятельности в Национальном университете кораблестроения (бывш. НКИ) Анатолий Галь. Также использовались воспоминания черноморцев-ветеранов, записанные в 90-х гг. прошлого века студентами-филологами Николаевского государственного пединститута (ныне – ННУ им. В.Сухомлинского).
Особо подчеркнем, что работа велась на общественных началах, гонораров никто никому не платил. Даже когда дело дошло до корректорской обработки и допечатной подготовки, авторы решали финансовые проблемы самостоятельно. Но на этом дело и застопорилось, поскольку типографские услуги – дело очень затратное.
Слава Богу, в итоге нашелся меценат, профинансировавший выпуск издания. Это – прекрасно известная николаевцам компания «НИБУЛОН» и ее генеральный директор Алексей Вадатурский. В итоги «Флагманы Черноморского» были напечатаны в николаевском издательстве «Илион».
Часть книг бесплатно раздадут по библиотекам и учебным заведениям, а остальное пустят в продажу с тем, чтобы за вырученные деньги напечатать дополнительный тираж, который будет распространен среди ветеранов-черноморцев. Ведь пенсии у них, сами понимаете, не ахти, и купить такую книгу им не по карману.
Каждый, кто заинтересовался изданием (а оно, поверьте, того стоит – как для профессионалов судостроения, так и для всех, кто интересуется историей Николаева), может обратиться к авторам по вопросам приобретения книги по тел. 050-243-33-30, e-mail: mc42@ukr.net.
С. Радишевский.
 
    СЛУЧАЙНО ВЫБРАННЫЕ СТАТЬИ:   

    ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ:   


ТЕМА ДНЯ из предыдущего №

Вечерний Николаев
5 грудня – Міжнародний День волонтера, 6 грудня – День Збройних Сил України
Сьогодні Збройні Сили України – це потужний військовий потенціал, нескорені та незламні воїни, які до останнього боронять землі рідної держави. А кілька років тому силами керівництва держави та силами волонтерів ми збирали на війну наших Героїв, самостійно знаходили для них усі необхідні речі, щоб там, на сході України, вони тримали оборону, захищали мирне життя для нас. ...
Подробнее Читали: [427] Отзывы: [0]


РЕГИСТРАЦИЯ здесь »»
 
E-mail:
Пароль:
  Забыли?

Реклама на сайте

Предыдущий номер
№ 136 (4049)
136 (4049)


Читайте свежие городские хроники



 

Просто напомним:
Это № 137 (4050)
от 07 Декабря 2017г.


№ 136    № 138

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vn.mk.ua обязательна.
© 2002-2007
© Вечерний Николаев
© Дизайн: Kabba Design Group
© Хостинг: Фарлеп
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru