№ 19№ 20 (2582) 21 Февраля 2008г.№ 21 
Вечерний Николаев
Украина НиколаевВечерний Николаев
Николаевская городская газета
На главнуюНаписать нам письмоПоиск по Вечернему НиколаевуВечерний Николаев
Новый номер 
ПОИСК здесь »»

В НОМЕРЕ




 


Реклама в газете


НИКОЛАЕВ И НИКОЛАЕВЦЫ


21 Февраля 2008г.

Прочитали: [3403]

ПЕРВОСТРОИТЕЛЬ ГОРОДА НИКОЛАЕВА

Вечерний Николаев
Говоря об истории Николаева, нельзя не упомянуть имена его основателей - князя Григория Александровича Потемкина и его сподвижника Михаила Леонтьевича Фалеева. И если о первом известно довольно много (хотя бытует и множество небылиц), то о М.Л. Фалееве, который увековечен в памятнике на Флотском бульваре, именем которого названа одна из центральных улиц Николаева, - николаевцы знают меньше.
Являясь единомышленником и ревностным помощником своего высокого покровителя, этот незаурядный человек зачастую оставался в тени. Однако, проследив его кипучую деятельность на благо Отечества, можно с уверенностью утверждать, что имя этого человека достойно находится в анналах истории в одном ряду с именем светлейшего князя.
Каждому жителю нашего города известен неоценимый вклад Фалеева в строительство Николаевской судоверфи, спуск на воду первых, современных для той поры судов, архитектурное проектирование Николаева, послужившее основой для его дальнейшего развития и процветания. Но мне хочется, чтобы почитатели этого неутомимого государственного мужа знали и о других его, не менее значительных, деяниях.
Дата и место рождения Михаила Леонтьевича доподлинно не известны. Временем рождения краеведы ориентировочно считают начало 1730 гг. Иногда его называют "бывшим кременчугским купцом". Хотя это может лишь указывать на тот факт, что он был приписан к купеческому обществу Кременчуга, в котором прожил немало лет.
Наиболее ранние сведения о Фалееве относятся к периоду первой русско-турецкой войны 1768-1774 гг., когда он становится поставщиком армии Потемкина, с которым познакомился, предположительно, в Москве.
Г.А. Потемкин умел выделять из своего окружения людей талантливых, одержимых, как и он сам, грандиозными замыслами, умевшими направлять свою энергию и силы на государственные дела. Поэтому Михаил Леонтьевич не мог остаться незамеченным.
В анонимной биографии Фалеева о нём написано следующее: "Бригадир Михаил Леонтьевич Фалеев - ревностный помощник князя Потемкина-Таврического, верный и деятельный исполнитель его приказаний, искусный строитель судов, правдивый подрядчик, хороший садовник и архитектор, отличный хозяин и знаток во всех предметах, добрый сердцем, по преданию - особенно заботившийся о рекрутах и великодушный до того, что, подобно князю Таврическому, жертвовал для создаваемого им флота не только своими талантами, но и деньгами".
Одним из первых поручений, данных светлейшим князем "бывшему кременчугскому купцу", была расчистка днепровских порогов. За эту задачу Фалеев взялся в начале 1779 года, используя собственные средства. Будучи человеком предприимчивым, он прекрасно осознавал значение глубоководной речной артерии для торговли и стратегических нужд державы. Этот титанический труд не имел далеко идущих последствий. Окончательно усмирить девять коварных порогов удалось лишь полтора столетия спустя. Однако уже в конце XVIII века существовал так называемый Фалеевский обводный канал, по которому в 1783 году из Брянска в Херсон смогли пройти две баржи с металлом и провиантом. За этот беспримерный труд руководитель грандиозного проекта был возведён в дворянское звание и награждён золотой медалью.
В эти годы Михаил Леонтьевич быстро продвигается по служебной лестнице. Получив первоначально штатский чин, уже в 1781 году он получает чин майора, через два года - премьер-майора. К этому времени новоиспеченный высший офицер становится главным поставщиком в Херсонское и Севастопольское адмиралтейства леса, угля, такелажа, артиллерии и провианта.
Зная желание своего могущественного покровителя сделать Херсон южной Пальмирой, Фалеев возводит в этом городе дом, в непосредственной близости от адмиралтейства, на углу улиц Ришельевской и Богородицкой. На Херсонской судоверфи он строит за свой счёт корабли, продаваемые затем казне.
Строитель Херсона Иван Абрамович Ганнибал в 1781 году, докладывая генерал-губернатору Новороссии о спуске торгового судна "Борисфен", писал, что построено оно "из лесов и протчих материалов, равно как и мастеровыми собственным коштом господина майора Фалеева".
Кроме развития военного судостроения, предприимчивый офицер уделяет внимание и внешней морской торговле. Его торговые суда уже тогда ходили далеко за Гибралтар. По инициативе Фалеева и при его финансовой поддержке в Херсоне было начато строительство морского порта.
В 1785 году за успехи на новом поприще Фалееву был пожалован чин подполковника, и уже через два года, в июне 1787 года, князь в одном из своих писем сообщал следующее: "Кинбурнского драгунского полку подполковник Михаил Леонтьевич Фалеев сего июня 10 дня высочайшим имяным указом пожалован в полковники и повелено определить его к наблюдению за пропуском судов через днепровские пороги".
В 1788 году, во время поездки Екатерины II на юг, Фалеев участвовал в проводке 80 судов императорской флотилии через опасные скалистые пороги в Херсон. Он лично проводил по кипящей стремнине первый байдак. Благодарная императрица пожаловала ему орден Святого Владимира IV степени.
После этого знаменитого путешествия Екатерины II в южные провинции своей империи по распоряжению её фаворита князя Потёмкина в приднепровском селе Каменка была организована первая лоцманская община, возглавлять которую было поручено полковнику Фалееву. Благодаря его организаторским способностям лоцманская организация численно увеличилась и окрепла.
С этого времени наблюдения на водомерном посту, расположенном на Каменоватом острове, приобретают, благодаря усилиям деятельного руководителя лоцманской службы, систематический характер и записываются в специальные книги. Ныне этот пост является древнейшей гидрологической реликвией на территории Украины и Европы.
Получив весной 1788 году от генерал-губернатора Новороссии распоряжение отправиться в г. Херсон для постройки 15 гребных запорожских лодок, Фалеев без промедления берётся за исполнение этой задачи и блестяще с ней справляется в кратчайшие сроки. Спущенные на воду суда становятся основой днепровско-черноморской флотилии, необходимой для участия в готовившемся штурме турецкой крепости Джанкрименд (Очаков).
После её взятия Михаил Леонтьевич 10 декабря 1789 года был удостоен ордена Святого Владимира III степени. Эта награда явилась признанием его вклада в победу русских войск над коварным противником.
Но главным делом в жизни Фалеева стали всё же верфь в устье Ингула и основанный князем Потёмкиным город Николаев, архитектурное проектирование и обустройство которого стали для неутомимого строителя лебединой песней.
Под его руководством сооружались Адмиралтейский собор и Кадетский корпус, канатный и оружейный заводы, солдатские казармы, магазины, мастерские, турецкие бани и купальни, речные плашкоуты и адмиралтейские машины. Он способствовал поискам источников воды, ратовал за насаждение возле Николаева лесов, садов и виноградников, развитие земледелия и овощеводства. При его непосредственном участии организовывался Спасо-Николаевский мужской монастырь.
В 1790 году, после спуска на воду первого на николаевской верфи корабля, Фалеев был удостоен чина адмиралтейского обер-штер-кригс-комиссара для заведования всеми денежными средствами по судостроению Черноморского флота. Ни до него, ни после - этого чина никто более не удостаивался.
Став свидетелем смерти своего могущественного покровителя и защитника - князя Потёмкина-Таврического, на пути из Ясс в Николаев 5 октября 1791 года, Михаил Леонтьевич перенёс сильнейшее потрясение. В декабре того же года им было подано прошение в Черноморское адмиралтейское правление с просьбой о выдаче ему аттестата о его заслугах перед Черноморским флотом. Аттестат был выдан. В нём отмечались большие заслуги Михаила Леонтьевича в деле заведения гребного флота и строительства кораблей в г. Николаеве, а также самой верфи и порта. Подчёркивалось, что он снабжал Адмиралтейство лесами из собственных деревень в такое время, когда была в этом крайняя нужда.
Своего глубоко почитаемого покровителя Фалеев пережил всего на один год. 18 ноября 1792 года, в 6 часов пополудни, после 10-дневной болезни он скончался.
Тело его было похоронено в Николаеве возле алтарной стены строящегося собора Григория великой Армении (позже - Адмиралтейский собор, он стоял на том месте, где ныне расположен мемориал в честь ольшанцев, был снесен в 30-е годы). Умер этот выдающийся человек неженатым. В своём завещании он распорядился всех дворовых людей, которые при нём служили, отпустить на волю (и это почти за 80 лет до официальной отмены крепостного права!). Денежные суммы были завещаны родственникам, племянникам, воспитанникам, друзьям. Заканчивается завещание словами: "Со всех тех, кто должен мне по векселям и щетам, не взыскивать денег, по смерти моей возвратить им векселя и щеты уничтожить".
В 1936 году могила-склеп основателя города были осквернены и разрушены бригадой рабочих под руководством комиссии в составе четырех: от НКВД - товарищ Берловский, от художественно-исторического музея - товарищ Борцевич, от горфинотдела - товарищ Фаермарк, от комхоза - товарищ Побеляцкий.
Гроб с останками выдающегося первостроителя был обвязан проволокой и на подводе перевезён на старое кладбище, где его поместили в склеп семейства Аркасов.
Новые поколения горожан, знающие историю своего края, с благодарностью и почтением относятся к памяти праотца г. Николаева. Подтверждение этому - название одной из улиц города именем славного основателя и памятник ему, установленный на центральном бульваре города.
Наиболее обширные исследования биографии М.Л. Фалеева проведены нашими известными краеведами - Н.А. Кухар-Онышко и профессором Ю.С. Крючковым. Ознакомившись с их трудами, читатели непременно пополнят багаж своих знаний о легендарной личности основателя города.
Александр Ткачук.
 
    СЛУЧАЙНО ВЫБРАННЫЕ СТАТЬИ:   

    ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ:   


ТЕМА ДНЯ из предыдущего №

Вечерний Николаев
НИКОЛАЕВСКОЕ "НЕБО НА ЗЕМЛЕ" - В СТОЛИЦЕ

Иконописные мастера николаевской школы  "Небо на земле" представили на выставке в музее Ивана Гончара 92 иконы, сообщает Укринформ.

...
Подробнее Читали: [3276] Отзывы: [0]


РЕГИСТРАЦИЯ здесь »»
 
E-mail:
Пароль:
  Забыли?

Реклама на сайте

Предыдущий номер
№ 19 (2581)
19 (2581)


ЧИТАЙТЕ СВЕЖИЕ ГОРОДСКИЕ ХРОНИКИ



 

Просто напомним:
Это № 20 (2582)
от 21 Февраля 2008г.


№ 19    № 21

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vn.mk.ua обязательна.
© 2002-2007
© Вечерний Николаев
© Дизайн: Kabba Design Group
© Хостинг: Фарлеп
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru