№ 55№ 56 (3674) 26 Мая 2015г.№ 57 
Вечерний Николаев
Украина НиколаевВечерний Николаев
Николаевская городская газета
На главнуюНаписать нам письмоПоиск по Вечернему НиколаевуВечерний Николаев
Новый номер 
ПОИСК здесь »»

В НОМЕРЕ




 


Реклама в газете


НИКОЛАЕВ И НИКОЛАЕВЦЫ


26 Мая 2015г.

Прочитали: [690]

Наталья Христова

«Важнее – как по жизни вы шагали»...

Вечерний Николаев
Начало семидесятых прошлого века. Время «махрового застоя» на просторах СССР. Все отчетливей наблюдается разделение культуры на «официальную» и «подпольную». Поэты, писатели, художники, режиссеры чувствуют давление со стороны худсоветов, решающих, что можно читать и смотреть советскому человеку, а что – нет. Достаточно небольшого намека «сверху» – и издательства прекращают принимать неугодные рукописи, снимаются с репертуара слишком смелые спектакли, ложатся на полку остроактуальные фильмы.
В том далеком 1971-м молодой российский актер и драматург Альберт Вербец пишет свою первую пьесу – «Экипаж «Летучего Голландца». Современники оценивают ее как вызов тогдашней политической системе. Ее читает театральная молодежь Ленинграда, Москвы, Киева и других городов. Она попадает в руки к известным режиссерам – Галине Волчек, Валерию Фокину (Московский театр «Современник»), Зиновию Корогодскому (Ленинградский ТЮЗ), Игорю Владимирову (театр Ленсовета), Роману Виктюку. «Продвинутые» театры знакомятся с содержанием и сетуют на то, что смягчить в пьесе ничего не удастся, а ставить в таком виде – «кто ж разрешит»…
***
А еще раньше, в 1968 году, свежевыпущенный из театрального учебного заведения актер Альберт Вербец работал в Мурманском театре Северного флота. К юбилею комсомола труппа репетировала патриотический спектакль. Одну из драматических новелл к этому спектаклю (она получила название «Глубина») поручили написать Вербецу. Сюжет у автора родился такой: авария реактора на подводной лодке; офицер, который может спасти лодку ценой своей жизни, сорок минут борется со своим вторым Я – идти самому в реактор или послать на гибель кого-то из команды… Постановка, частью которой стала новелла «Глубина», оказалась востребованной у зрителя – она объездил практически все базы Северного флота, пока кто-то из политуправления не спохватился: не может советский офицер 40 минут размышлять о том, идти ему на верную смерть или нет. Какая глупость – спектакль запретили.
Вот такой он, николаевский автор Альберт Вербец, во все времена живущий на передовой линии событий. В 2015 году драматург собрал свои пьесы – итог работы четырех десятилетий, чтобы издать сборник, который получил название «Из ночи в ночь». В нем – семь «взрослых» драматических произведений, шесть пьес для детского театра.
Каждая пьеса, будь то драма или сказка для детей, интересна и неожиданна по своему замыслу. Автор создал смелые сложные истории, создал героев с яркими, выразительными характерами. И проблемы, которые Вербец ставит в этих историях, не пустенькие-сиюминутные, а глубокие и вечные. Диалоги, людские образы насыщены философским содержанием. И приметы времени: 70-е годы, 80-е, 90-е в этих пьесах – как на ладони. И тексты – умные, грамотные… мысли, которые «просятся в цитаты».
Но вся штука в том, что персонажи давно написанных пьес, равно как и людские взаимоотношения в оных, очень созвучны с современностью. «Экипаж «Летучего Голландца» – это сотрудники одного из отделов института. На вечеринке, в сложной стрессовой ситуации, обнажается нутро каждого из них. Оказывается, за внешней порядочностью нередко кроется гаденькое нутро: ложь, измены, малодушие, лицемерие, карьеризм… «Кто-то сказал: в человеке всё есть. И хам, и мерзавец, и сволочь, и приличное начало тоже есть. В подонке – хорошее спит, у хорошего – дрянь на дне»… – говорит один из героев пьесы.
Чудак-архитектор из драмы «Восьмое чудо света» живет мечтами о строительстве «Воздушного замка» – дома в 250 этажей. А семье его приземленной нужны банальные деньги, которые он мог бы заработать своим талантом.
Или «Голгофа»… Такой оригинальной трактовки библейского сюжета не знала русская драматургия. Действующие лица – «два в одном». Есть Автор, который написал пьесу и репетирует роль Иисуса Христа. Есть Актриса – исполняющая роль Марии Магдалины. Есть Режиссер – он поставил спектакль и играет Понтия Пилата. Герои Вербеца живут в двух временных измерениях: на сцене – в библейских образах и «за кулисами» – в буднях нашей жизни. И вдруг такое происходит взаимодействие между актерами и их сценическими образами, что «люди играющие» сами не замечают, как стирается грань между Иисусом и Автором, Марией и Актрисой.
ИИСУС
Как часто цель, к которой вы стремитесь,
Казавшаяся важной и насущной,
Великой даже, после разбивалась
Во прах о волны времени. И гасла,
Грядущим поколеньям оставляя
Лишь суету и кровь в воспоминанье.
Питает память после нас живущих
Лишь состраданье к мученикам цели,
Которые чисты в любой идее
И могут честью, совестью своею
Облагородить затхлость всякой веры…
Которые разборчивостью в средствах
Примером служат всем –
врагам и братьям.
Не «Цель всегда оправдывает средства»,
А «Средства пусть оправдывают цель».
Важнее КАК по жизни вы шагали,
А для чего, чего достигли вы –
Об этом пусть потомки рассуждают.
***
Оригинальность драматургии Вербеца еще и в том, что автор активно использует в ней элементы фантасмагории, фарса, фэнтези. Это что касаемо взрослых пьес. А детские основаны, конечно же, на сказках. «Марья-краса – золотая коса», «Каменный цветок», «Избушка на курьих ножках»… В его драматических произведениях находится место и поэтическим строкам, а в детских постановках – песням. Стихотворения и песенные тексты написаны самим автором. Потому что Альберт Вербец, помимо того что актер и писатель, – еще и «немножечко поэт». Из пьесы «Детские игры»:
Вот отличные игрушки:
Это – танки, это – пушки.
Вот тягач ракету тащит,
Он почти, как настоящий.
Мы ведь шутим, мы играем.
Понарошку умираем.
И стреляем понарошку,
Ты – в Олежку,
Я – в Антошку.
А вот с этим пулеметом
Ты один заменишь роту.
А возьмешь гранаты эти –
Будешь всех сильней на свете…
***
…Он россиянин – из Пензенской области. В нынешнем году исполняется полвека его актерской деятельности. Из них ровно 40 лет – отдано Николаевскому русскому драматическому театру им. Чкалова. Заслуженный артист Украины Альберт Вербец играл в спектаклях, составляющих золотой фонд мировой классики: Ф. Шиллер – «Коварство и любовь», У. Шекспир – «Гамлет» и «Двенадцатая ночь», Карел Чапек – «Мать», А.П. Чехов – «Три сестры», «Вишневый сад», «Дядя Ваня». Более десятка спектаклей он поставил как режиссер – в Николаеве, Киеве и других городах. Однако без малого полвека насчитывает и его писательский стаж.
– В 1968 году увлекся драматургией. Начал по необходимости, почти анекдотично, оказалось – всерьез и надолго. До этого ничего не писал, кроме эпиграмм, поздравительных шуток, студенческих капустников. Получилось сразу – драматическая новелла «Глубина»… Всего я написал 14 пьес. Десять из них поставлены разными театрами бывшего Советского Союза. В 1988 году меня приняли в Союз писателей СССР, в 1991 году окончил Высшие литературные курсы Московского литературного института им. Горького. Сейчас являюсь членом Союза писателей Украины, – рассказывает о себе Альберт Васильевич.
Презентация сборника «Из ночи в ночь» состоялась в библиотеке им. М. Кропивницкого. И конечно, не могла «прозвучать» ни в какой иной форме, кроме как в «капустной». Были в этом капустнике сцены из спектаклей русского театра с участием Вербеца, отрывки из написанных пьес в исполнении самого автора. «Ассистировали» мэтру молодые коллеги, а мэтр читал для них «капустные» поздравления в стихах: веселые, ироничные строки – с изюминкой, с острым, точным взглядом на каждую личность.
Поздравить автора пришли директор русского театра Николай Кравченко, николаевские писатели и поэты, издатель Ирина Гудым (у нее в издательстве была опубликована книга) и художник, принявший участие в оформлении сборника, Любовь Николаева.
Наталья Христова.
 
    СЛУЧАЙНО ВЫБРАННЫЕ СТАТЬИ:   

    ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ:   


ТЕМА ДНЯ из предыдущего №

Вечерний Николаев
Александр Сайковский
Навеки остался молод
21 мая городская община Николаева отметила столетие со дня рождения Героя Советского Союза старшего лейтенанта Константина Ольшанского. ...
Подробнее Читали: [1243] Отзывы: [0]


РЕГИСТРАЦИЯ здесь »»
 
E-mail:
Пароль:
  Забыли?

Реклама на сайте

Предыдущий номер
№ 55 (3673)
55 (3673)




 

Просто напомним:
Это № 56 (3674)
от 26 Мая 2015г.


№ 55    № 57

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vn.mk.ua обязательна.
© 2002-2007
© Вечерний Николаев
© Дизайн: Kabba Design Group
© Хостинг: Фарлеп
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru