№ 06№ 07 (3625) 20 Января 2015г.№ 08 
Вечерний Николаев
Украина НиколаевВечерний Николаев
Николаевская городская газета
На главнуюНаписать нам письмоПоиск по Вечернему НиколаевуВечерний Николаев
Новый номер 
ПОИСК здесь »»

В НОМЕРЕ




 


Реклама в газете


НИКОЛАЕВ И НИКОЛАЕВЦЫ


20 Января 2015г.

Прочитали: [1010]

Профессия - рабочий

Вечерний Николаев
Рабочий класс стал формироваться в царской России с XIX века. За период 1913-1977 гг. удельный вес рабочих с их семьями вырос с 14,6% до 61,6%, а численность увеличилась с 11 до 74 млн. человек.
На 1 января 1990 года, незадолго до конца горбачевской «перестройки», в Николаеве проживало 524,6 тыс. населения, из которых 311,4 тыс. - трудоспособных, в том числе до 40% - рабочие.
По итогам первого полугодия 2014 года, по данным Главного облстатуправления, численность николаевцев сократилась до 494,2 тыс. человек, уменьшилось количество трудоспособного населения, в т.ч. рабочих. Несмотря на огромное количество вакансий, профессия рабочего относится к категории исчезающих, практически нивелировалось участие человека труда в управлении государством.
Что может дать человек, принимая участие в управлении государством? Эту тему можно раскрыть на примере одного конкретного человека – Героя Социалистического Труда М.А. Малого.
Михаил Александрович Малый – коренной николаевец. Родился 3 ноября 1931 года в семье потомственного рыбака Александра Агафоновича Малого, уважаемого человека в Широкой Балке, на то время – пригороде Николаева. У Михаила были старший брат и две сестры.
Кормильцем семьи был отец. «Когда мы садились за стол, – вспоминает Михаил Александрович, – мама, Любовь Ивановна, командовала: «Позовите папу!». Наверно, так незаметно все мы поняли, как важно правильно выбрать профессию, которая могла бы кормить тебя и твоих детей всю жизнь».
И когда, после окончания седьмого класса, перед Михаилом стал вопрос о выборе дальнейшего пути, он по совету старшего брата Николая, работавшего слесарем, пошел в ремесленное училище овладевать профессией токаря.
Получив специальность, Михаил приходит на завод им А.Марти (ЧСЗ), где 9 июля 1949 года его принимают токарем 5-го разряда в главный механический цех №13. Здесь он попал под опеку кадрового станочника Ивана Афанасьевича Жело, которого он и поныне считает своим учителем.
Хочется провести параллель с сегодняшним днем. Встречаясь с производственниками, можно слышать горькие сетования на то, как мало сейчас осталось профессионалов, потерялась связь молодых рабочих, инженеров с наставниками, некому обучать азам профессии на рабочем месте.
В 1951 году Малого призвали в армию, службу он проходил на Северном флоте. Любой флот немыслим без ремонтных баз, технического и материального снабжения. Поэтому токаря Малого направляют служить на специальное судно – ремонтную плавучую мастерскую. Здесь он продолжает оттачивать мастерство, а после демобилизации в 1955 году возвращается на родной завод.
Наверное, многие представители нынешнего молодого поколения, прочитав эти строки, с насмешкой прокомментируют: «наверно, не от хорошей жизни». Нет! Ведь еще сравнительно недавно на всю страну гордо гремели названия николаевских гигантов судостроения, их успехи и достижения. Каждое утро потоки людей шли на заводы и фабрики, в конструкторские бюро. Государство ценило не только политиков, звезд эстрады или спортсменов, но и людей труда.
Коллектив, куда вернулся Михаил, его не забыл и поддержал. Поддержка была не только моральной: парню сразу повысили рабочий разряд с 5 на 6, что по тем временам было престижно.
Как вспоминает Михаил Александрович, на ЧСЗ ему приходилось работать на разных типах и моделях станков. В 1964 году, по инициативе директора предприятия А.Б. Ганькевича, завод получил чехословацкий станок «Шкода», «хозяином» которого стал Малый.
Понимая, что для освоения новой техники, кроме опыта, необходимы и знания, Михаил Александрович в 32 года поступил в вечернюю школу рабочей молодежи, где получил среднее образование. Его жена, Тамара Петровна, несмотря на то, что работала сама, занималась домашними хлопотами и всячески поддерживала мужа. Она знала, что ее Миша справится и с работой, и с учебой, и с домашними делами. Любовь, взаимопонимание и поддержка, сопровождают эту семью вот уже 56 лет.
Осваивая «Шкоду», Михаил Александрович штудировал техническую литературу в заводской библиотеке, консультировался с инженерами. Уже вскоре те, с кем ему приходилось советоваться, сами обращались за помощью к опытному рабочему. «Если мне в чем-то требовался совет по техническим вопросам, я шел к Малому», – вспоминал начальник цеха, впоследствии зам. главного инженера ЧСЗ Э.Ю. Косяк.
На «Шкоде» Малый обрабатывал валы длиной 28 метров, диаметром 2 метра и весом 48 тонн. Последняя модель станка позволяла размещать валы до 40 метров. Участок, где точили гигантские валы, был единственным на юге Советского Союза. Судовые валы предназначены для передачи вращения от двигателя на гребной винт. Любой мало-мальски разбирающейся в технике человек поймет, что без идеально изготовленного гребного вала не может быть нормальной работы двигателя и гребных винтов любого корабля – от сейнера до авианосца.
В 1974 году Малого избрали бригадиром. Когда вскоре ему присвоили звание Героя Социалистического Труда, нашлись «доброхоты», которые говорили: «Бригада вкалывала, а Малый – герой». Так вот, награду он получил, еще не будучи бригадиром.
Став бригадиром, Михаил Александрович стремился побольше узнать о бригадном методе организации труда и отправился в командировку в Ленинград на Балтийский завод. Именно здесь работал инициатор бригадного метода, кадровый станочник, дважды Герой Социалистического Труда Алексей Васильевич Чуев, охотно поделившийся опытом с украинским коллегой.
В 1975 году по инициативе Малого в главном механическом цехе создали первую станочную бригаду, которая вызвала на соревнование ленинградцев. Этим продолжилась добрая традиция, ведь еще в 1929 году николаевские судостроители заключили с балтийцами первый коллективный договор о трудовом содружестве. Исходя из сегодняшних взаимоотношений между нашими «независимыми» государствами, об этом нелишне вспомнить.
За годы работы численность бригады увеличилась с 4 до 27 человек, был создан совет бригады, за ней закрепили более десятка станков и массу технологической оснастки.
Сегодня не все понимают, какая ответственность лежит на бригадире. Бригадир – это и кадровик, и плановик, и бухгалтер, и психолог, и опытный наставник в одном лице. В отличие от многих нынешних руководителей тогдашний бригадир, раздавая пустые обещания, долго бы бригадой не руководил.
Малый инициирует освоение членами бригады смежных профессий. Лучшие станочники получают право на персональное клеймо качества. Такое клеймо под №27 было и у Михаила Александровича. Ныне оно хранится в Николаевском музее судостроения и флота.
Все годы работы Малого – это постоянные поиски чего-то нового. Узнав об опыте работы станочников Калужского турбинного завода в части сокращения времени на подготовку инструментов, бригада Малого внедряет его у себя. Побывав у друзей-«балтийцев» и увидев большие измерительные скобы, Михаил Александрович при поддержке руководства приобретает их. За ним вообще числится немало рационализаторских предложений. Не случайно 2 ноября 1981 года ему было присвоено звание «Заслуженный машиностроитель УССР», а 16 апреля 1983 года – вручен диплом лауреата премии Совета Министров СССР. Опыт работы бригады Малого становится темой Всесоюзного семинара станочников на базе ЧСЗ.
Михаил Александрович подготовил немало станочников. Попасть в бригаду Малого было непросто. Случалось, за помощью в таком трудоустройстве обращались непосредственно к директору завода А.Б. Ганькевичу. «Мы, как и все заводчане, уважали нашего директора, – вспоминает Малый, – и когда узнавали, что он ходатайствует за кого-то, бригада воспринимала это положительно».
В бригаде был заведен порядок, согласно которому важные технические, организационные и кадровые вопросы выносились на совет, куда входили наиболее авторитетные станочники. Михаил Александрович вспоминает один эпизод. Работал в бригаде Александр Пискунов, неплохой парень и специалист, но как-то, загуляв с друзьями, не вышел на работу. Совет бригады был настроен категорически: уволить! Малый, внимательно выслушав каждого, в том числе и прогульщика, убедил членов совета оставить парня в коллективе, при этом примерно наказав, и, тем самым, преподав пример молодым членам бригады.
До сих пор Михаилу Александровичу присущи коммуникабельность, умение найти индивидуальный подход к каждому, воспитывать и обучать молодежь, избегая ненормативной лексики. Вместе с тем он остается принципиальным и требовательным к другим и к самому себе.
За свой труд М.А. Малый награжден орденами «Знак Почета» (1966), Трудового Красного Знамени (1971), Октябрьской Революции (1979), Золотой звездой Героя Социалистического Труда и орденом Ленина (1974), многими медалями. В канун 200-летия г. Николаева ему присвоено звание почетного гражданина города.
За 117 лет существования ЧСЗ на нем работало 12 Героев Социалистического Труда. Среди них пять руководителей: Е.П. Егоров, Г.К. Волик, Н.Г. Цыбань, А.Б. Ганькевич, И.И. Винник и семь рабочих: Ф.В. Хилько, Н.П. Щербаков, П.Е. Третьяков, Н.А. Сорочан, П.М. Борисов, Н.Я. Король, М.А. Малый. Н.П. Щербаков и П.М. Борисов – депутаты Верховного Совета СССР, Н.А. Сорочан и М.А. Малый – депутаты Верховного Совета УССР. До наших дней дожили П.М. Борисов, И.И. Винник и М.А. Малый.
Жизненный путь Михаила Александровича не ограничивался заводскими проблемами, он был неразрывно связан с активной общественной деятельностью. В 1978 году его, рабочего, пожалуй, впервые за многие годы, избирают членом бюро обкома партии. И это было не «почетное представительство». Работая в областном архиве, я убедился, что рабочий Малый не просто участвовал в работе бюро, он вносил свои предложения. Так было при первом секретаре обкома КПУ В.А. Васляеве, а после его смерти и при Л.Г. Шараеве. Вот как об этом вспоминает сам Михаил Александрович: «Я всегда перед заседанием бюро приходил пораньше, чтобы ознакомиться с нужными документами. Владимир Александрович Васляев обязательно спросит, как дела в бригаде, на заводе, про семью расспросит. И секретарю обязательно напомнит, чтобы мне справку выписали, где и сколько времени я находился. Не хотел, чтобы бригада за мои партийные дела расплачивалась».
Леонид Гаврилович Шараев в книге «Обвітрені крони» отмечал: «У 80-х роках на Чорноморському заводі не було рівного за майстерністю по обробці судових валів Малому Михаилу Олександровичу. В той же час він жодного разу не пропустив засідания бюро обкому партії як член бюро, чи масового заходу, в якому він мав брати участь. Після закінчення йшов у нічну зміну і виконував виробниче завдання. Чимало власного часу він витрачав на роботу з виборцями як депутат Верховної Ради».
Каким диссонансом эти строки выглядят сейчас, когда практически во всех СМИ мелькают данные о том, какие депутаты и сколько пропустили заседаний законодательных и исполнительных органов, кто и сколько получает, какими привилегиями пользуется.
Михаил Александрович избирался делегатом XXVI съезда КПСС, двух съездов КПУ, XII съезда Профсоюзов Украины. В высший Верховный Совет Украины его избирали дважды: в 1980 и 1985 гг. На втором этапе депутаты делегировали его в Президиум Верховного Совета.
На одном из заседаний Президиума присутствовал первый секретарь ЦК КПУ Владимир Васильевич Щербицкий. Он являлся членом президиума, но в его работе принимал участие только при рассмотрении наиболее важных вопросов. В тот раз обсуждался проект госплана на предстоящий год. ВВ, как называли Щербицкого, обратился к председателю Верховного Совета Валентине Семеновне Шевченко: «У вас в президиуме есть депутат-рабочий из Николаева? «Я поднялся, – рассказывает Малый, – назвал себя и место работы». «Скажите, Михаил Александрович, что вы сделали, и чем как депутат занимаетесь сейчас?» – спросил Щербицкий. Михаил Александрович в беседе со мной признается, что был не готов сходу что-то рассказать, но собравшись, решил отметить главное. «В нашем городе, – отвечал Михаил Александрович, – идет строительство больницы судостроителей. Как депутат и член бюро обкома партии я стараюсь, чтобы наши корабелы как можно раньше смогли воспользоваться ее услугами. Когда возникают трудности, не зависящие от местного руководства, приходится по телефону решать вопросы с Министерством здравоохранения». На этом месте Щербицкий прервал: «Вы правильно поступаете, однако должны как депутат и член президиума Верховного Совета общаться с любым министром, руководством Совета Министров не только по телефону, но и лично, бывая в Киеве. И ваши обращения должны исполняться безотлагательно». И тут Владимир Васильевич делает паузу и говорит: «Знаю, что далеко не все наши високопосадовці любят народные обращения».
Передавая нашу с Михаилом Александровичем беседу об упомянутом факте, вспоминаю его интервью в «Вечернем Николаеве» 16 сентября 2006 года, где он говорил: «Как бы сейчас ни трактовали нашу историю, я, рабочий человек, реально участвовал в управлении страной, республикой, областью, с моим мнением действительно считались». Сказанное подтверждается этим и многими другими, не приведенными из-за ограниченности газетной площади, фактами.
Малый старался не пропускать ни одного приема граждан и строго придерживался правил личного контроля, добиваясь выполнения достигнутых договоренностей.
И сегодня, находясь на пенсии, он не сидит дома, несмотря на свои 83 года, является членом общественного комитета по спасению ЧСЗ, присутствует на сессиях горсовета и городских мероприятиях, встречается со своими коллегами-заводчанами, активно обсуждает события в Украине и городе.
Сравнить депутатскую деятельность тридцатилетней давности с нынешней – сложно. Прежде всего, изменился общественно-политический строй. В те годы при избрании депутатов ценился авторитет труда, а теперь, в большинстве, авторитет денег. Да, тогда был партийный диктат при отборе кандидатов, но этот же диктат присутствует и сегодня, только уже в форме внутрипартийной коррупции. По меткому высказыванию экс-спикера Верховной Рады В.М. Литвина, «разрушительный пыл группы политиков, называющих себя не иначе как новыми и молодыми, только подтверждает очевидное: они тоже вышли из ленинского картуза и сталинской шинели».
Обсуждая проблему потери гордости за звание рабочего человека, не будем забывать о первопричинах – семейном, школьном, профессионально-техническом воспитании и обучении молодых людей, которое пошло на спад с середины упомянутой «перестройки». За годы независимости во всех созывах Верховной Рады Украины напрочь отсутствуют депутаты-рабочие, рядовые труженики сельского хозяйства, как, кстати, и в составе Николаевского областного и городского советов.
Мы с Михаилом Александровичем посмотрели списки кандидатов в народные депутаты 8-го созыва. Из 29 партий выбрали шесть, прошедших в парламент. Так вот, лишь у одной – у «Оппозиционного блока» в списке нашлись три кандидата-рабочих, причем с высшим образованием, но депутатами они так и не стали. Обратили внимание на список кандидатов от КПУ, хотя она не прошла в ВР. В программе и уставе этой партии записано, что ее основу составляют рабочие и труженики села. В списке выборов 2012 года было 11 рабочих, в том числе, один с завода «Океан», и ни одного селянина, в 2014 году – только два рабочих. «Ну ладно, судостроительные заводы стоят, – говорит Михаил Александрович, – но ведь работают «Зоря»-«Машпроект», НГЗ, Южно-Украинская АЭС. Что, разве там нет грамотных рабочих, которые бы смогли отстаивать права своих же товарищей?».
За прошедшие годы значительно увеличился объем наукоемких производств, выросли требования и стандарты к изготавливаемой продукции, в развитых странах, в том числе и в странах Евросоюза, куда сегодня стремится украинская власть, значительная доля инвестиций вкладывается в подготовку высококвалифицированных рабочих, инженеров, молодых ученых. Идет постоянный поиск и отбор молодых и перспективных кадров.
Непросто сегодня найти такого рабочего, как М.А. Малый, который проработал на одном заводе, в одном цеху 55 лет. Здесь же трудились его жена, сын, невестка – пусть и небольшая, но династия. К сожалению, в печатных и электронных СМИ, в кино, театре, в полотнах художников образы людей труда сегодня встретишь редко. Не скрою, с интересом узнал о семейном древе депутата Николаевского горсовета, олимпийской чемпионки Ольги Харлан. Ее прадед был чабаном, Героем Соцтруда, депутатом Верховного Совета СССР, прабабушка – трактористкой, бабушка строила Николаевский трансформаторный завод. А всего у Ольги родословная насчитывает 17 людей труда.
У поэтессы Надежды Щедровой (бывшего конструктора ЦКБ «Черноморсудопроект») в стихотворении «Думы» есть такие строки:
Профессия судостроитель
В стране сегодня не в цене.
Но корабел - всегда ваятель
Во все века в любой стране.
Придет пора, наступит время -
Прозреет весь честной народ.
И счастье к корабельным семьям
Придет, придет, придет, придет!
Будем надеяться, что наш город, как и вся Украина, обретет мир, спокойствие, благополучие. И каждый николаевец, выбирая свою профессию, будет ею гордиться.
Валерий Колбягин.
 
    СЛУЧАЙНО ВЫБРАННЫЕ СТАТЬИ:   

    ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ:   


ТЕМА ДНЯ из предыдущего №

Вечерний Николаев
Против беды, против войны
В минувший четверг жители Николаева присоединились к всеукраинской акции в память о мирных жителях, погибших под Волновахой в результате обстрела. Траурный митинг прошел возле часовни Св. Николая, напротив мэрии. ...
Подробнее Читали: [2060] Отзывы: [0]


РЕГИСТРАЦИЯ здесь »»
 
E-mail:
Пароль:
  Забыли?

Реклама на сайте

Предыдущий номер
№ 06 (3624)
06 (3624)




 

Просто напомним:
Это № 07 (3625)
от 20 Января 2015г.


№ 06    № 08

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vn.mk.ua обязательна.
© 2002-2007
© Вечерний Николаев
© Дизайн: Kabba Design Group
© Хостинг: Фарлеп
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru