№ 125№ 126 (2533) 20 Октября 2007г.№ 127 
Вечерний Николаев
Украина НиколаевВечерний Николаев
Николаевская городская газета
На главнуюНаписать нам письмоПоиск по Вечернему НиколаевуВечерний Николаев
Новый номер 
ПОИСК здесь »»

В НОМЕРЕ




 


Реклама в газете


ИЗ ИСТОРИИ СУДОСТРОЕНИЯ


20 Октября 2007г.

Прочитали: [4092]

ПОД ЖЕРНОВАМИ СТАЛИНСКИХ РЕПРЕССИЙ

В этом году исполняется 70 лет с начала массовых репрессий в Советском Союзе. Среди тех, кто был необоснованно расстрелян, посажен в тюрьмы и лагеря, или выслан в глухую Сибирь, было немало талантливой технической интеллигенции - ученых, конструкторов и инженеров. Из них значительную долю составляют судостроители, многие из которых полегли в болотах и дебрях Крайнего Севера и на Амуре при строительстве судостроительных заводов в Молотовске (Северодвинск) и Комсомольске, а также на побережье Дальнего Востока, создавая там военно-морские базы.
Уничтожая их, Сталин не понимал, что расправляется с лучшими умами и талантами, создавшими новые корабли и оружие, и "рубил сук, на котором сам сидел". В результате к началу Великой Отечественной войны творцы новой техники были уничтожены или сидели в тюрьмах. Это произошло и с конструкторами подводных лодок, их техники и оружия.
Вспомним же их поименно, отдавая дань таланту и трагическим судьбам этих людей.

Мы привыкли думать, что жернова репрессий закрутились в 1937 г., но это не так. Они начали перемалывать техническую интеллигенцию намного раньше, еще в 20-е годы прошлого века, когда состряпали дело о "Промпартии".
Репрессии против конструкторов-подводников вспыхнули в год закладки первых советских подводных лодок типа "Декабрист" (1927 г.). В первом советском конструкторском бюро (Техбюро №4, впоследствии ЦКБ-18) практически не было опытных конструкторов, и молодому коллективу не у кого было учиться: все старые конструкторские кадры или уехали за границу, или погибли от репрессий властей в годы "военного коммунизма", или умерли от голода и болезней (например, И.Г.Бубнов). Как ни парадоксально, но приходилось учиться даже у будущих врагов - немецких конструкторов, подпольно проектировавших и строивших подводные лодки под руководством Г.Техеля в других странах (Голландии, Испании, Финляндии). Власти, несмотря на недоверие к бывшим "спецам" (офицерам и инженерам царского флота), были вынуждены все же привлекать их к работе по возрождению подводного судостроения.
Приходилось работать в атмосфере всеобщей подозрительности и жестоких репрессий. За малейшие просчеты в столь новом деле специалистов (конструкторов и моряков-подводников, помогавших им) обвиняли во вредительстве, предательстве и шпионаже. За этим следовали аресты и расстрелы. К началу Великой Отечественной войны с трудом выращенные кадры конструкторов были разгромлены сталинскими репрессиями. Многие уже отсидели, некоторые все еще находились в тюремном Особом конструкторском бюро ("Остехбюро"), принадлежавшем НКВД, некоторые уже были расстреляны. Аресты продолжались и после войны, особенно в связи с так называемым "Ленинградским делом".
Такова была общая обстановка. А теперь перейдем к людям и их судьбам.
Первый удар ОГПУ-НКВД приняли на себя А.Н.Гарсоев, Н.А.Зарубин, Я.С.Солдатов и В.К.Скорчелетти - царские морские офицеры или инженеры, а значит - вероятные "враги пролетариата". Они участвовали в разработке оперативно-технического задания и проекта, и в постройке первой советской подводной лодки (ПЛ) типа "Декабрист" главного конструктора Б.М.Малинина (1923-1930 гг.).
А.Н.Гарсоев, уроженец Тбилиси, в 1917 г. капитан 2-го ранга, командир подводной лодки "Минога", опытный офицер-подводник. Занимая высокие посты во флоте Советской России, в 1925 г. организовал и возглавил конструкторскую группу, которая разработала проект первой советской ПЛ "Декабрист"; с 1930 г. - командир дивизиона этих подводных лодок. О дальнейшей судьбе Гарсоева ничего не известно - исчез бесследно.
Н.А.Зарубин родился в Петербурге, дворянин, офицер-подводник. В 1917 г. старший лейтенант, командовал ПЛ на Черном море. С 1922 г. - флагманский подводник штаба ВМС РККА. Впоследствии участвовал в проектировании подводных лодок "Декабрист". После 1930 г. о нем ничего не известно.
Я.С.Солдатов, наш земляк, родился в Николаеве, генерал-майор, строитель подводных лодок на Балтике и в Николаеве. В 1920 г. по распоряжению В.И.Ленина достраивал в нашем городе ПЛ типа "АГ". С 1926 г. принимал непосредственное участие в проектировании "Декабристов". Последние сведения о нем относятся к 1935 г., а далее - никаких данных (см. "ВН", 31.01.04).
В.К.Скорчелетти, итальянец по национальности, морской инженер, технический директор Балтийского завода, на котором стоились ПЛ типа "Декабрист". Расстрелян в те же годы.
Создание первой советской подводной лодки (ПЛ) сопровождалось арестами и непосредственных конструкторов "Декабристов". Главный конструктор Б.М.Малинин и два его заместителя - С.А.Базилевский и Э.Э.Крюгер - были посажены в тюрьму по сфабрикованному обвинению на основе доноса еще в процессе постройки первого корабля (1930 г.). Обвинения - стандартные в те времена: непролетарское происхождение, царские "спецы", а у некоторых - и национальность; значит - вредители!
Б.М.Малинин, инженер-кораблестроитель, строил до революции ПЛ на Балтийском заводе и в Ревеле. Руководил затем разработкой всех проектов первых советских кораблей. "Условно и досрочно" освобожден в 1932 г.
С.А.Базилевский родился в Москве в семье офицера русской армии. Украинец с польской фамилией в гражданскую войну служил в Красной армии; окончил институт как морской инженер и стал талантливым ученым.
В 1930 г. при испытаниях первого "Декабриста" был обнаружен сильный крен при погружении и всплытии ПЛ. Этим "недугом" страдали все ПЛ и ранее, но никто не знал причины неприятного явления. В испытаниях участвовали в качестве заключенных и создатели корабля, которых привозили на завод под конвоем. Сидя в тюрьме, Базилевский сумел теоретически открыть причину крена и разработал методы его уменьшения. После этого власти смилостивились и выпустили "досрочно и условно" Базилевского из тюрьмы (1933 г.) (см. "ВН", 9.06.07).
Морской инженер Э.Э.Крюгер родился в Астрахани, немец по национальности. С 1914 по 1921 гг. воевал, а затем служил в РККА, занимая руководящие должности. Арестованный по ложному обвинению в 1930 г., он отсидел в тюрьме до 1933 г. и освобожден вместе с Базилевским.
Впоследствии все они активно занимались проектированием и постройкой ПЛ, а также преподавали в училищах подводного плавания, институтах и Военно-морской академии (ВМА).
В последующие годы советская власть решила, что тюрьмы, лагеря с лесоповалом и расстрелы - нерациональное использование таланта "врагов народа". Был придуман оригинальный метод применения их рабского труда. Для этой цели в Подмосковье создали "Особое техническое бюро" ("Остехбюро") с тюремным режимом, филиал которого находился при ленинградском заводе "Судомех". Здесь, будучи в заключении, конструкторы создавали проекты оригинальных подводных лодок и их оружия. Это бюро возникло еще во время первого этапа борьбы с "врагами народа, вредителями и шпионами", которая расцвела в 1935-1940 гг.
Очередные репрессии выпали на долю создателей первых советских "малюток" А.Н.Асафова и П.И.Сердюка.
А.Н.Асафов родился в Кронштадте, окончил Петербургский политехнический институт и занимался под руководством профессора И.Г.Бубнова проектированием и постройкой ПЛ его конструкции. После революции занимал ряд руководящих должностей. В 1928 г. арестован по делу о "Промпартии" и направлен в "Остехбюро" ОГПУ, где руководил разработкой проекта крейсерской подводной лодки типа "Правда". В 1932 г. освобожден и назначен главным инженером Техбюро №4, в котором разработал проект первой "Малютки". Однако обе подводные лодки оказались неудачными, Асафова обвинили во вредительстве и вновь арестовали. В 1933 г. его не стало, а причины смерти до сих пор не ясны (см. "ВН", 7.12.04).
Аналогичная судьба и  его последователя П.И.Сердюка. Он окончил Кронштадтское морское инженерное училище, а затем и ЛПИ (кораблестроительное отделение), морской инженер. В 1920-1922 гг. по распоряжению Ленина направлен в Николаев для достройки ПЛ типа "АГ", впоследствии работал в Техбюро №4. В 1935 г. спроектировал малую подводную лодку; корабли этого типа успешно действовали во время войны. В 1936 г. Сердюка неожиданно арестовали и присудили к 10 годам тюремного заключения "за связь с врагами народа". Освободили его только в 1945 г. (см. "ВН", 12.03.05).
В 1933 г. группа инженеров-конструкторов и моряков-подводников, включавшая С.Г.Туркова, В.Н.Перегудова, В.Ф.Критского, В.В.Перловского, З.А.Дерибина и А.Г.Соколова, была командирована в Германию для проверки чертежей средней ПЛ, разработанных по секретному договору с фирмой "Дешимаг". Помимо Германии, советские специалисты побывали также в Испании, где уже строилась подобная лодка, и в Италии. После возвращения эта группа, на основе чертежей немецкой фирмы, разработала подобный же проект средней ПЛ типа "С" (IX серии).
Руководил проектом С.Г.Турков, разработка была завершена в 1934 г. Когда эти ПЛ строились и успешно эксплуатировались в 1937 г., в НКВД поступил донос на Туркова о его "связях с зарубежными разведками" и вообще - о его "предательстве". В следующем году Турков был расстрелян. Кто "настучал" на С.Г.Туркова, никто никогда не узнает. НКВД умело хранить в тайне имена своих осведомителей. Но это - кто-то из его группы, побывавший с ним за границей. Как учат мудрые люди и наш нынешний опыт, - ищите того, кому это выгодно. А выгодно всегда тем, кто является заместителем: очень хочется присвоить славу себе, когда все уже сделано, и корабли строятся. Вместе с Турковым был арестован и его друг В.Н.Перегудов по такому же обвинению.
И Турков и Перегудов родились в Балакове, что на Поволжье, вместе добровольцами ушли служить на флот, окончили высшее военно-морское училище.
Через год после ареста Перегудова освободили из-за отсутствия состава преступления. Его назначили главным конструктором ПЛ типа "С", разработанной его другом и уже строившейся. Впоследствии В.Н.Перегудов стал создателем первой советской атомной подводной лодки (см. "ВН", 22.01.04).
В те же печально знаменитые годы (1928-1940) были посажены в тюрьмы морские инженеры М.А.Рудицкий, создавший впоследствии первую советскую крейсерскую ПЛ типа "К"; К.В.Старчик, разработавший первый проект радиоуправляемой малой ПЛ; конструктор и строитель подводных лодок Г.М.Трусов; Ф.В.Щукин, руководивший проектом сверхмалой "аэро-подводной лодки", перевозимой самолетом; конструктор карликовых ПЛ В.Л.Бжезинский и даже начальник "Остехбюро" В.И.Бекаури.
Объем газетной статьи не позволяет даже коротко остановиться на судьбах всех названных лиц, но о некоторых я все же расскажу.
К.В.Старчик (видимо, чех) - инженер, изобретатель. В 1934-1935 гг. находился в тюремном "Остехбюро", руководил разработкой проекта сверхмалой ПЛ без экипажа "АПСС". Управлялась с самолета. Были построены опытные образцы, испытанные в 1935-1936 гг., а в 1938 г. Старчика расстреляли как "врага народа и вредителя", создававшего непригодные для флота ПЛ.
Инженер-кораблестроитель Ф.В.Щукин, находясь в "Остехбюро", в 1935-1936 гг. разработал сверхмалую ПЛ типа "АПЛ", а затем - более совершенную ПЛ "Пигмей". Стоились четыре лодки, но они не были закончены, так как признаны "вредительскими". Выпущенный ранее из тюрьмы и повторно арестованный в 1937 г., Щукин был в следующем году расстрелян "за вредительскую деятельность", в результате чего запроектированные подводные лодки оказались непригодными для вооружения РККФ".
В.Л.Бжезинский окончил Морское техническое училище, царский морской офицер, поляк по национальности. В советское время занимал высокие посты в ВМФ, был начальником Техбюро №4 (1933 г.), затем работал в ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, спроектировал три сверхмалых ПЛ (1934-1935 гг.). В 1937-1938 гг. арестован и посажен в "Остехбюро", где разработал еще два проекта карликовых ПЛ ("Блоха" и "М-400"), а затем совместно с известным профессором Л.К.Рамзиным (осужден за участие в деятельности "Промпартии") создал проект эсминца "Опытный" прямоточными котлами Рамзина.
В.И.Бекаури, грузин по национальности, кадровый военный, изобретатель и конструктор, с 1921 по 1937 гг. возглавлял "Остехбюро" при заводе "Судомех". Он лично руководил разработкой всех сверхмалых подводных лодок. В 1936 г. находился в командировке за границей, но после возвращения в 1937 г. был арестован и обвинен в предательстве и вредительстве. Расстрелян в 1938 г. Всех ведущих специалистов также расстреляли, а само "Остехбюро" расформировали в 1939 г.
С середины 1930-х годов в "Остехбюро" уже работала новая группа "врагов народа, предателей и шпионов". Возглавлял ее А.С.Кассациер, а его заместителями были А.К.Назаров, К.В.Трофимов и В.С.Дмитриевский. Они разрабатывали на основе проекта С.А.Базилевского новую подводную лодку с "гибридной", как сейчас принято называть, установкой для подводного хода (см. "ВН", 14.10.03). Дизеля этой лодки могли работать под водой, используя жидкий кислород. Построенная ПЛ проходила испытания на Каспийском море. После окончания войны их проект был признан перспективным, и весь конструкторский коллектив в 1946 г. был досрочно освобожден и направлен в ЦКБ-18 для дальнейшей работы. Там они создали новый проект ПЛ с гибридной установкой (пр.615), за что были отмечены Сталинской премией.
Немало пострадало от репрессий и конструкторов техники и оружия ПЛ. Назову лишь нескольких.
Н.А.Доллежаль - создатель первой атомной установки для ледокола "Ленин" и подводной лодки "Ленинский комсомол" (о нем - см. "ВН", 22.01.04).
Русский морской офицер Р.Н.Корвин-Коссоковский, конструктор первых торпед в России, а также первых советских. Эти торпеды Корвин-Коссоковский разрабатывал, сидя в тюрьме "Остехбюро". Из-за недостатков первой 53-сантиметровой торпеды (53-27), созданной им в 1927 г., был обвинен во вредительстве и расстрелян в 1937 г. Еще бы! Потомок графов, да еще и поляк.
Капитан 1-го ранга В.Л.Пшенецкий еще до революции был крупным специалистом по торпедному оружию. В советское время - профессор ВМА и технический директор на заводе "Двигатель", производившем торпеды. Около 1935 г. арестован и расстрелян как "вредитель". Опять же поляк и царский "военспец" - он не мог не быть "вредителем". После уничтожения таких профессионалов, страна оказалась в начале войны без торпед 53-сантиметрового калибра, и ПЛ вынуждены были использовать торпеды 45-12 еще из "царских запасов" (калибра 45 сантиметров).
После некоторой послевоенной "оттепели" жернова репрессий заработали снова. Сначала засекреченное "Ленинградское дело", по которому были расстреляны все руководители Ленинградского обкома партии во главе с первым секретарем Попковым; все директора крупных оборонных заводов, начальники разных организаций и секретари парткомов были арестованы и посажены в тюрьмы. Среди них было немало судостроителей и конструкторов. Даже М.Г.Русанова, создавшего впоследствии знаменитую атомную подводную лодку пр.705, арестовали в 1945 г. на перроне вокзала в Горьком за несколько минут до отправления поезда с сотрудниками ЦКБ-18 в Ленинград. А он был лишь  секретарем парткома ЦКБ в 1941-1942 гг. и отсидел за это до 1956 г. (десять лет!).
Затем началась "борьба с космополитизмом и низкопоклонством перед заграницей" (1947 г.) - новый виток репрессий против технической интеллигенции. За этим последовало гонение на евреев. Во дворе Николаевского кораблестроительного института у давно не работавшего фонтана запылали костры: по распоряжению "свыше" жгли всю иностранную литературу (книги и журналы), поступившую в НКИ после войны из Германии. Началась травля преподавателей высших учебных заведений и научных институтов: вначале их на собраниях "разоблачали", потом сажали в тюрьмы, а некоторых - расстреливали. И только за то, что в своих научных трудах они упоминали иностранных инженеров и ученых.
В те годы после арестов научные труды ученых изымались и сдавались в макулатуру или сжигались. В цензуру ("Обллит") поступили длинные списки книг, подлежащих уничтожению. Тогда я и узнавал об арестах: теща работала в "Обллите" и иногда приносила мне изъятые книги. Так моя библиотека пополнилась трудами по гидромеханике и теории корабля крупных ученых-судостроителей Гирса и Хановича, арестованных и посаженных в тюрьму как "космополитов и предателей", тем более, что фамилии у них были не подходящие властям. К ним добавился инженер-капитан 1-го ранга К.Ф.Игнатьев, участвовавший в разработке проектов ПЛ "Декабрист" и Л-55, которого посадили в 1951 г. Капитан 1-го ранга Ханович преподавал в военно-морском училище и работал в ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова. За "космополитизм" разжалован, лишен орденов и посажен на 20 лет!
И.В.Гирс - потомственный дворянин; предки его "вышли" из Западной Европы и занимали высокие посты в правительстве России и научном мире, за что и пострадал Игорь Владимирович, которому приписали не только "космополитизм", но и "предательство".
В те же годы из-за гонений на евреев были вышвырнуты из ЦАГИ (Москва) многие талантливые ученые. Так снова в Николаеве оказался М.Д.Хаскинд, выдающийся гидродинамик, бывший преподаватель НКИ, который в ЦАГИ занимался исследованием гидродинамики подводных лодок. Кафедрой строительной механики корабля в НКИ стал заведовать Е.Б.Лунц - лучший ученик академика Крылова (по его признанию). Вакханалия по "борьбе с космополитизмом" иногда превращалась в трагикомедию. Бывший военпред, капитан 1-го ранга В.В.Ващиленко рассказывал мне, что, когда он был курсантом-дипломником высшего военно-морского училища, в 1948 г. там было организовано всеобщее собрание по "разоблачению космополита" - профессора, контр-адмирала М.И.Яновского, крупнейшего специалиста по корабельным и паровым турбинам, бывшего царского морского офицера. Его должны были "развенчать и обвинить", а потом - разжаловать и посадить. За несколько минут до начала этого собрания вдруг поступило сообщение о его приостановке, а еще через полчаса начальство училища с трибуны, где должны были звучать обличения, сообщило "радостную весть" - М.И.Яновскому присуждена Сталинская премия за книгу "Конструирование и расчет на прочность деталей паровых турбин" (1947 г.). И вместо обвинений с трибуны полились поздравления и хвалебные отзывы о книге, которая только час до этого должна была стать предметом обвинения профессора, кстати, тяжелобольного человека, который вскоре повесился.
Те, кто выжил после этих инквизиций, впоследствии создавали новые дизельные и атомные подводные лодки; они стали Героями Социалистического Труда и лауреатами Государственной и Ленинской премий. Некоторых из бывших "вредителей" я застал еще в ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, когда там работал: И.В.Гирса, Э.Э.Крюгера и В.Л.Бжезинского. Старые сотрудники института отзывались о них с большим уважением. Но жили и процветали и те, кто писал на них доносы и фабриковал дела. Среди них были и "знаменитости", официально вознесенные на пьедестал почета, но о их скрытой осведомительской деятельности никто и не догадывался. Об одном из них, николаевце, рассказал С.К.Бондаревский (сам отсидевший 20 лет) в книге "Так было". Одним из таких "стукачей" он назвал нашего земляка, знаменитого директора знаменитого завода. Имя его любознательный читатель может узнать на страницах 65 и 120 этой книги.
Юрий Крючков,
 профессор.

 
    СЛУЧАЙНО ВЫБРАННЫЕ СТАТЬИ:   

    ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ:   


ТЕМА ДНЯ из предыдущего №

Вечерний Николаев
Елена Кураса
СУВОРОВ ВНОВЬ ПОЯВИЛСЯ НА КИНБУРНЕ - 220 ЛЕТ СПУСТЯ
15 октября на оконечности Кинбурнской косы был открыт памятник великому российскому полководцу, генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову, графу Рымникскому и князю Италийскому. Прежний монумент, на его несчастье выполненный из бронзы, шесть лет назад украли. Судьба его оказалась печальной: бюст Суворова попал в переплавку. ...
Подробнее Читали: [2960] Отзывы: [0]


РЕГИСТРАЦИЯ здесь »»
 
E-mail:
Пароль:
  Забыли?

Реклама на сайте

Предыдущий номер
№ 125 (2532)
125 (2532)




 

Просто напомним:
Это № 126 (2533)
от 20 Октября 2007г.


№ 125    № 127

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vn.mk.ua обязательна.
© 2002-2007
© Вечерний Николаев
© Дизайн: Kabba Design Group
© Хостинг: Фарлеп
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru