№ 97№ 98 (2505) 21 Августа 2007г.№ 99 
Вечерний Николаев
Украина НиколаевВечерний Николаев
Николаевская городская газета
На главнуюНаписать нам письмоПоиск по Вечернему НиколаевуВечерний Николаев
Новый номер 
ПОИСК здесь »»

В НОМЕРЕ




 


Реклама в газете


ИЗ ИСТОРИИ СУДОСТРОЕНИЯ


21 Августа 2007г.

Прочитали: [2735]

НЕЗАБЫВАЕМАЯ МАГИЯ МОРЯ И ПАРУСОВ

"Морской прибрежный круиз! Кто хоть раз совершил его, никогда не забудет очарование Крамских пейзажей, зеленых берегов древней Колхиды и ослепительной белизны пляжей "Золотых песков" и Албены. Четкая графика минаретов Стамбула на голубом фоне южного неба, пастельные тона Мраморного моря и античное притяжение островов Эгейского моря навсегда останутся в вашей памяти. Вас вечно будут манить к себе древности Греции и Италии, живописное побережье голубой Адриатики, экзотика Мавритании и пирамиды Египта, а в душе будут жить пьянящие запахи моря и шум океана у Канарских островов.
Но особо вы ощутите прелесть морского туризма, когда совершите путешествие на парусном катамаране".
Такими словами начинался рекламный проспект круизного катамарана "СимНико", подготовленный мной, когда мы завершили технический проект этого необычного судна. Но о "СимНико" - потом, а пока - о морском круизе вообще, и о круизных парусниках в частности.
Индустрия морского туризма - динамично и стабильно развивающаяся отрасль мировой экономики, которая недооценивалась советским судоходством и судостроением, а сейчас просто игнорируется украинским.
В 1988 году отмечено начало бума в круизном судостроении, который, как полагают, будет продолжаться и далее. Этот процесс активно поддерживается банковскими кредитами, поскольку морской круиз - наиболее прибыльное дело в судоходстве. Он представляет собой самостоятельный сектор морского судоходства, который слабо подвержен рыночным колебаниям и гарантирует достаточно уверенно прогнозируемый доход.
На протяжении 80-х годов спрос на морские круизы возрос на 12-14%. По данным Международной ассоциации круизных компаний, круизный бизнес имел тогда годовой оборот 4-5 млрд. долларов с потенциалом, превышающим эту сумму в 10 раз. Отмечались расширение географии круизов, увеличение числа тематических круизов и специальных. Продолжительность современных морских круизов в большинстве случаев составляет 7-14 дней.
Морские круизы относятся к дорогим: минимальная суточная стоимость - до 125 долл., средняя - 125-200, высокая - 200-300 долл., люкс стоит более 300 долл. в сутки. Это было 15 лет тому.
Самым престижным и дорогим морским круизом является парусный: минимальная суточная стоимость на парусном винджаммере (при участии пассажиров в работах на судне и при минимуме комфорта - 135 долл., на многомачтовом современном паруснике-люкс "Си Годнес" - 600 долл. Рекорд стоимости принадлежит австралийскому парусному катамарану "Южный дух" - двухнедельный круиз к Большому барьерному рифу стоит 1000 долл. в сутки.
Наибольшее распространение получил классический туризм с заходом в порты и с экскурсиями. Предлагаются тематические круизы и круизы по интересам (музыкальные, археологические, научные), а также экзотические - в тропики, к южным островам.
Имеется много любителей морских путешествий, которые готовы платить большие деньги за неординарность рейсов, за нежелание раствориться среди 1500-2000 пассажиров большого лайнера, за возможность окунуться в романтику парусного флота, за посещение отдаленных экзотических мест. Им предлагается туризм под парусами: это или парусники на 100-250 пассажиров, или парусные яхты на 7-12 туристов. Путешествие на этих судах расценивается как один из элементов, характеризующих социальное положение пассажира ("престижный туризм"). Девиз работы таких парусных судов: "Наше судно пойдет туда, куда никакое другое пойти не сможет".
Наибольшим спросом пользуются следующие круизные регионы:
1. Восточное Средиземноморье и Черное море, главным притягательным интересом является их античное и средневековое прошлое, а также пляжи, острова и экзотические восточные города. В этом регионе работали 43 судна. Большинство круизов - авиационно-морские.
2. Карибский бассейн наиболее популярный, 75% всех круизов.
3. Австралия и Новая Зеландия с заходами на острова: Полинезии, на Гавайи и Таити.
Мощными круизными рынками являются США, ФРГ, Англия и Франция.
Украина привлекает любителей морского туризма следующими особенностями:
- уникальным Южным побережьем Крыма с его природными красотами, историей и субтропической экзотикой (рейсы Одесса-Севастополь-Ялта-Феодосия с заходами в Ласпи, Симеиз, Алупку, Мисхор, Балаклаву, Гурзуф, Никиту, Алушту и т.д.);
- близостью таких экзотических стран, как Турция и Эгейская Греция, которые, помимо своей исторической притягательности, являются наиболее активными торговыми партнерами на юге.
К сожалению, в настоящее время в Украине морской туризм, тем более парусный, не существует.
Можно предложить следующие морские круизы в Украине:
- туризм по Крымско-Кавказскому побережью (традиционного типа с экскурсиями как для отечественных, так и для зарубежных туристов);
- экскурсионный круиз в ближайшие морские страны - Турцию, Эгейскую Грецию, Румынию и Болгарию (по кольцу);
- коммерческий туризм - поездки в Стамбул для мелких торговцев;
- престижные морские чартерные круизы для бизнесменов и их семей;
- круизы-конференции (научные чартерные рейсы);
- деловые круизы для бизнесменов (симпозиумы, плавучие выставки, ярмарки и т.д.);
- семейные круизы как на арендованных, так и на собственных яхтах с туристским обслуживанием в портах.
Учитывая более низкую стоимость основных строительных материалов и труда на верфях Украины, можно предположить, что отечественные круизные суда будут более дешевыми, а потому стоимость круиза на них будет также ниже, что создаст предпосылки для конкурентной борьбы и завоевания этой ниши не только во внутреннем Черном море, но и "на выезде" - в Карибском бассейне. Для этой цели необходимо: разработать проекты круизных судов небольшого водоизмещения, способных идти туда, куда другие круизные суда пойти не смогут; строить суда на украинских верфях, дав работу тысячам судостроителей; создать собственное профессиональное предприятие по морскому туризму.
На выполнение этих целей требуются значительные средства. Государство выделить их не может, поэтому необходимо привлечь частный капитал в виде банков и других коммерческих организаций. Кроме того, целесообразно создать совместные предприятия с иностранными фирмами.
В конце 1980-х годов научно-исследовательская лаборатория "Ветродин" Николаевского кораблестроительного института, которую возглавлял автор статьи, проанализировав изложенные выше факты, перешла к проектированию нескольких круизных парусных судов разных классов. Имея уже многолетний опыт проектирования небольших парусных катамаранов и тримаранов и учитывая требования непрерывного повышения комфортности, мы пришли к выводу, что наиболее удачными типами круизных судов являются парусные катамараны, которые имеют больше площади палуб и более комфортабельны в рейсе.
Нами были разработаны два основных типа круизных судов - "СимНико" и "Селин-80", - оба в парусно-моторном варианте. Проектами заинтересовались некоторые туристические организации - Бюро международного молодежного туризма "Спутник", частная компания "Северный ветер" и др.
По заказу БММТ "Спутник" (г. Симферополь) в 1989 году был разработан полный технический проект первого отечественного круизного катамарана "СимНико" на 40 пассажиров (водоизмещением около 1000 т). Проект одобрен Регистром СССР, разработана часть рабочей конструкторской документации, но из-за остановки финансирования этот катамаран-люкс далее не продвинулся. Такие суда могли бы строить все украинские верфи.
Второй парусный катамаран-люкс "Селин-80"  на 14 пассажиров спроектирован специально из сплава АМг для постройки на феодосийской верфи. Проект остановился на стадии технического, но при соответствующем  финансировании он может быть завершен и положит начало строительству украинского круизного флота.
В свое время мы обратились к руководству Черноморского судостроительного завода и завода им. 61 коммунара, но получили жесткий отказ: привыкшие к строительству ракетных крейсеров и авианосцев, оно не смогло перестроиться в условиях новой, рыночной экономики. В результате "имеем то, что имеем" - заводы фактически стоят, иногда строят буксиры и корпуса круизных судов, и это преподносится как "великое достижение".
А между тем во всем мире процветает морской туризм и его привлекательная разновидность - парусный. В то время, когда мы работали над проектами своих туристских судов, французские, финские, американские и другие фирмы спроектировали и построили огромные круизные парусники и с успехом их эксплуатируют. Кстати, все, что предоставлено на них туристам - кафе, рестораны, бары, бассейны, опускные кормовые площадки для купания и виндсерфинга на стоянках и даже стеклянное дно для общения с жизнью океана - было предусмотрено в нашем проекте "СимНико". Вот отрывок из нашего рекламного проспекта: "Плавание на парусно-моторном катамаране "СимНико" - гарантия хорошего отдыха. Этому небольшому, но уютному судну не страшны ни штормы, ни штили. Экзотика парусов и современный экстерьер судна, отличный дизайн в интерьерах - это душевный покой и радость!
К услугам пассажиров: ресторан "Злато скифов", в котором вы можете отведать национальные блюда народов приморских стран, охваченных туристическим маршрутом; танцевальный салон "Половецкие пляски"; видеосалон "Глаз Циклопа"; подводный аквабар "У Нептуна" с обзором морского царства через окна в корпусе; кормовой кокпит-салон "Зефир" с загадочным звездным небом над головой; носовая сетка между корпусами для солнечных ванн. На "солнечной палубе" в корме, закрытой от ветра прозрачным ограждением, вы сможете позагорать, искупаться в бассейне или принять морской душ. Для любителей тишины - библиотека, фотолаборатория и другие уединенные уголки. В медицинской каюте вы сможете проверить ваше здоровье и состояние.
Во время прибрежных или морских стоянок с кормы опускается на воду пирс, образующий бассейн для плавания, с которого можно отправиться в море для занятий различными видами морского спорта (виндсерфинг, акваланг, водные лыжи и пр.)".
Но все это осталось в мечтах: распад Советского Союза и полный крах экономики сделали свое дело. Проект лежит в сейфе более пятнадцати лет. А между тем круизные парусники разных стран бороздят моря и океаны, "заглядывая" даже в наш бывший общий дом: в 2004 г., будучи в Санкт-Петербурге, я увидел у Английской набережной белоснежный красавец - круизный парусник "Клаб Мед 1", проект которого разрабатывался в то же время, что и наш "СимНико". "Клаб Мед 1" пришел из Франции и доставил более полутора сотен школьников. Мне осталось только с грустью любоваться им...
Но вернемся к практической стороне дела. Наряду с сотнями небольших круизных катамаранов, в мире ходят и крупные парусники с механизированными парусами (как предполагалось и на "СимНико"). Это - "Стар Флайер" и "Стар Клиппер", а также "Роял Клиппер", "Винд Сонг", "Винд Спирит" и др. Недельный круиз на "Стар Флайере" стоит от 995 до 2420 фунтов стерлингов, на "Роял Клиппере" - от 1060 до 3090! Наверное, среди туристов есть немало и наших богатых соотечественников, деньги которых "уплывают" на этих парусниках.
Представляется недопустимым упускать возможности морского круиза и соответствующего судостроения для таких прибрежных городов-судостроителей как Николаев, Херсон, Феодосия и другие. Круизные суда - неиспользованные возможности судостроения Украины.
Где же вы, спонсоры и инвесторы?!
Юрий Крючков.

Иллюстрации:
1. Проект круизного парусно-моторного судна "Виндкрузер" финской фирмы Вяртсиля.
2. Круизный катамаран "СимНико", разработанный НПК "Ветродин" НКИ (проект).
3. Проект круизного катамарана-люкс "Селин-80", разработанного в КБ фирмы "Селин" (Николаев).
4. Круизный парусник "Стар Флайер", построенный в Бельгии для французской компании "Стар Клипперс".
5. Пятимачтовый туристический парусник "Роял Клиппер", принадлежащий компании "Стар Клиппер" (стоимость – 50 млн. фунтов стерлингов).
 
    СЛУЧАЙНО ВЫБРАННЫЕ СТАТЬИ:   



ТЕМА ДНЯ из предыдущего №

Вечерний Николаев
Екатерина Наточа
ПРЕМЬЕР-МИНИСТР НА НИКОЛАЕВЩИНЕ
- Я очень рад принять участие в пуске очередного агрегата Ташлыкской ГАЭС, - сказал, открывая торжественную церемонию по случаю введения в эксплуатацию гидроагрегата №2 Ташлыкской ГАЭС Премьер-министр Украины Виктор Янукович во время рабочей поездки в Николаевскую область 17 августа. - Вы помните, когда мы вводили в эксплуатацию агрегат №1, я пообещал вам, что через год будем сдавать агрегат №2. Теперь мы можем сказать, что вместе выполнили эту задачу. Это наш национальный праздник. Пуск второго агрегата в намеченный срок еще раз подчеркивает, что наша экономика конкурентоспособна, и мы с надеждой смотрим в 2008-й год. ...
Подробнее Читали: [2071] Отзывы: [0]


РЕГИСТРАЦИЯ здесь »»
 
E-mail:
Пароль:
  Забыли?

Реклама на сайте

Предыдущий номер
№ 97 (2504)
97 (2504)




 

Просто напомним:
Это № 98 (2505)
от 21 Августа 2007г.


№ 97    № 99

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vn.mk.ua обязательна.
© 2002-2007
© Вечерний Николаев
© Дизайн: Kabba Design Group
© Хостинг: Фарлеп
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru